Достаточно вспомнить, сколько в последнее время заявлялось в Сибири проектов мусороперерабатывающих заводов (МПЗ) и сколько из них действительно введено в строй, чтобы понять, что зарабатывать деньги таким образом получается далеко не у всех. Хотя теоретически более половины отходов, разлагающихся на огромных мусорных полигонах, на самом деле можно перерабатывать, а 25–35% пищевых отходов могут перегнивать в специальных контейнерах. С каждой сотней тысяч тонн твердых бытовых отходов (ТБО) выбрасывается около 48 тыс. тонн целлюлозы вторичных продуктов, 8,9 тыс. тонн пластмасс, 14,3 тыс. тонн металлов и 16,1 тыс. тонн стекла. Тем не менее, как показывает практика, при возведении МПЗ мало найти финансирование, современное оборудование и технологии. Кузбасское открытие 5 декабря под Новокузнецком состоялось открытие первого в Кузбассе МПЗ. Для промышленной столицы региона проблема утилизации отходов очень актуальна. Ежегодно в городе образуется почти 200 тыс. тонн бытового мусора. Городская свалка исчерпала ресурсы уже давно и сегодня фактически не справляется с такими объемами — она постоянно горит и тлеет, загрязняя окружающую среду. Проектом создания МПЗ занялся бывший владелец компании ОАО «Южкузбассуголь» Георгий Лаврик после продажи угольного бизнеса «ЕвразГруп». Вырученные от этого средства — около 400 млн рублей — бизнесмен вложил в проект через созданную инвестиционную компанию «Лэнд финанс». Завод и мусорный полигон, расположенный рядом, построены всего за семь месяцев. Цикл производственной цепочки на Новокузнецком МПЗ мощностью 230 тыс. тонн отходов в год включает в себя сортировку, после которой 15% отходов будут отправляться для вторичного использования. От основной массы станут отсевать полимерные материалы, картон, бумагу, дерево, пластмассы, черные и цветные металлы. В будущем предполагается увеличить выход полезного продукта. Потребителями станут местные предприятия малого бизнеса, которые занимаются переработкой вторсырья. Оставшиеся после отделения полезного продукта отходы, спрессованные и упакованные в тюки, отправятся на захоронение на полигоне. Его срок службы — до 75 лет, площадь — 52,4 га, из которых пока введено в строй и подготовлено для приема отходов 16 га. Секреты мастерства Четкое понимание необходимых инфраструктурных составляющих проекта МПЗ — львиная доля его успеха. Это особенно хорошо видно на примере Новосибирска, где пару лет назад с большой помпой запустили МПЗ № 2 мощностью 100 тыс. тонн отходов в год. Деньги в проект — 200 млн рублей — выделили два новосибирских инвестора: энергетическая компания «Восток-Запад» и строительная компания «Энергомонтаж». Числительное «два» в названии предприятия — это не порядковый номер, как можно было бы подумать. Завод на самом деле был первым в области, но его нумерация шла по названию площадки, отведенной под строительство. Дело в том, что несколько лет назад была разработана специальная городская программа, которая установила пять точек размещения МПЗ. Вторая из них расположилась на левом берегу Оби, рядом с офисом МУП «Спецавтохозяйство», задачами которого как раз являются санитарная очистка и благоустройство городских улиц. Расчет при возведении мусороперерабатывающего предприятия был сделан на то, что сюда пойдут мусоросборочные машины городского предприятия, обеспечив таким образом сырьевую базу. Ближайшая свалка — полулегальная Кировская — находится при этом довольно далеко. Еще дальше располагается городской полигон № 1 по захоронению ТБО — в просторечии Гусинобродская свалка, до которой от МПЗ № 2 километров 30 через мост, по правому берегу и постоянно загруженному транспортным потоком Гусинобродскому шоссе. Неудачно выбранное месторасположение предприятия относительно полигонов захоронения ТБО дало о себе знать сразу после запуска. Применяемые на МПЗ № 2 технологии позволяли отсортировывать максимум 20% от привозимой мусорной массы. Остальное приходилось вновь паковать и отправлять на свалку. Транспортное плечо, получавшееся от перемещений отходов по замысловатому маршруту, получалось огромным, и неудивительно, что в один прекрасный день, посчитав убытки (около 15 млн рублей за время работы), инвесторы приостановили производственный процесс. Причиной такого развития событий руководство предприятия неоднократно называло низкие тарифы на вывоз ТБО, установленные муниципалитетом. «Сейчас завод не действует по объективным причинам. Недоработана идея, схема, которую закладывали в его создание. Надо же не просто построить завод, нужно наличие собственного полигона, автотранспорта, кроме того, тарифная политика мэрии не совсем скорректирована в этом отношении, — комментирует заместитель директора МУП «Спецавтохозяйство» Владимир Зубарев. — На МПЗ № 2 оптимально было бы свозить мусор с левобережья — Ленинского и Кировского районов. Но там сборкой мусора занимаются несколько организаций, а кто добровольно будет отдавать свою работу? С ними нужно налаживать отношения по сбыту сырья. Все эти моменты остались неучтенными». Хотя справедливости ради стоит отметить, что МПЗ № 2 планировал даже наладить производство изделий из отсортированного сырья, то есть пойти дальше простой переработки в сторону глубокой. Соответствующее направление было прописано в бизнес-плане, но выяснилось, что рынок сбыта будущей продукции непроработан, поэтому выделять средства на оборудование для создания фактически нового завода инвесторы не стали. Несмотря на неуспех МПЗ № 2, в Новосибирске продолжают появляться предприниматели, готовые занять свободную нишу. Они учитывают причины убыточности первого местного МПЗ и предполагают работать по другим схемам. «Мы предлагаем построить в Новосибирске именно мусороперерабатывающее предприятие мощностью переработки 250 тысяч тонн отходов в год, чтобы на мусоре делать деньги, — говорит директор ООО «МП-Сибирь», регионального представителя французской компании Sacria Industries Сергей Пальянов. — У нас достигнута договоренность с мэрией о выделении участка № 1 под МПЗ в районе Гусинобродского полигона. Мы не собираемся специализироваться на глубокой переработке отсортированных отходов, хотя есть предложения по переработке той же авто— и авиарезины на Чкаловском заводе, они заинтересованы в этом и сами как будущие потребители. Пластик и макулатура будут упаковываться и продаваться местным переработчикам, которые уже занимаются этим. Из деревоотходов предполагается делать топливные брикеты, спрос на которые также есть». Инвесторами проекта выступают западные компании, а оборудование и технологии готовы поставить французская Sacria Industries и голландская GS Waste Tech. Несомненным преимуществом проекта Сергей Пальянов называет близость будущего МПЗ № 1 к полигону — после переработки оставшиеся отходы не нужно будет возить через весь город, а отправлять на захоронение буквально через дорогу. На площадке завода предполагается также организовать переработку и строительных отходов. Общий объем инвестиций — около 7,5 млн евро. Планируется, что МПЗ заработает через два года и окупит все затраты в течение трех лет. Переработка составит до 50% от общей массы мусора. Картон — в Подмосковье, стекло — в Китай В Иркутске до сих пор инициаторами проектов по переработке твердых бытовых отходов становились иностранцы. Однако развитие инновационной инфраструктуры показало, что российские изобретатели могут найти мусору гораздо больше применений, особенно при поддержке городских властей. За последние три года программы городской администрации по развитию малого инновационного бизнеса сформировали «кластер» компаний, способных заставить ТБО стать бумагой, пластиком и даже тротуарной плиткой. Самая известная «мусорная» компания «СибЭкоТранс» появилась в Иркутске три года назад — беспроцентный кредит на развитие бизнеса, выделенный городской администрацией, она вернула на втором году существования. Приобрести первое оборудование для первичной переработки ПЭТ-бутылок и вторичных полимеров помог совместный «экологический» грант американского НКО и ОАО «Суал-холдинг». В обмен на возможность резать полиэтилен и «стягивать» картон «СибЭкоТранс» в течение года бесплатно вывозил мусор из Шелехова, города алюминщиков в 18 км от Иркутска. Корпоративный игрок обслуживает рынки и торговые точки, собирая картон и полиэтилен для вторичной переработки. Из каждого кубометра, вывезенного с иркутских и шелеховских рынков, «СибЭкоТранс» забирает до 60% вторичного гофрокартона и 10% упаковочного полиэтилена, которые идут под пресс и затем на переработку. Дробленый полиэтилен увозится на завод Ангарской нефтехимической компании, алюминиевые банки плавятся на Иркутском алюминиевом заводе в Шелехове, а вот стеклом заниматься невыгодно — от Сибири до Урала переработка не ведется, поэтому его за бесценок вагонами скупают китайские бизнесмены. Прессованную бумагу и картон везут за 3 тыс. км — на Троицкую бумажную фабрику (Московская область), перерабатывающую картон. Прочно обосновавшись в корпоративном секторе Иркутска и Шелехова, «СибЭкоТранс» пытается делать деньги и на «бедном» бытовом мусоре — на V Байкальском экономическом форуме региональная и городская администрации горячо рекомендовали инвесторам проект строительства мусоросортировочного комплекса ООО «СибЭкоТранс» в поселке Марково Иркутского района, где планируется открытие перспективного мусорного полигона. Для запуска завода по выделению из твердых бытовых отходов вторичных ресурсов требуется 40 млн рублей, из них 50% «СибЭкоТранс» запрашивал у инвесторов. За 36 месяцев, в течение которых проект станет рентабельным, на предприятии будет создано 58 рабочих мест, а предполагаемые налоговые отчисления в городской бюджет к 2010 году достигнут 12 млн рублей. Полимеры являются самой доходной частью мусора. Во-первых, продукты переработки нефтехимии занимают до 18% объема всех бытовых отходов, во-вторых, технологический цикл по их переработке менее затратен, чем варка целлюлозы, организация переплавки стекла и алюминия. Возможно, поэтому в Иркутске уже работают два проекта, для которых сырьем служат пластиковые канистры, ПЭТ-бутылки и полиэтиленовые упаковки. ООО «Нитек» запустило в Иркутске производство отделочной плитки, в основе которой алтайская технология по применению вторичного полиэтилена. Полимеры измельчают в дробилке до однородной массы, добавляют горный песок и цветовой пигмент. Плавление полиэтилена (ПВД, ПНД) позволяет использовать его для изготовления отделочных плиток методом горячего прессования. Победитель областного конкурса инновационных проектов в 2008 году — компания «Экополимер» работает с московской технологией рециклинга вторичных «загрязненных» полимеров. Для переработки «грязного» сырья авторы идеи закупили стандартное оборудование для рециклинга полимеров, встроив в линию моечную машину, которая сейчас собирается на одном из иркутских предприятий. Линия для переработки корпусов аккумуляторных батарей и канистр из-под машинных масел устанавливается собственноручно, поэтому первый промышленный образец, собранный с нуля, обошелся предприятию всего в 200 тыс. евро (около 7 млн рублей). В дальнейшем иркутская фирма с помощью коллег из Германии, Китая и МФТИ имени Баумана попытается собрать линию полного рециклинга полимеров для дальнейшего выпуска одноразовой посуды. Стремящиеся в нишу Можно сказать, что тема мусоропереработки переживает сегодня настоящий бум. Неудачи одних компаний только подстегивают другие занять место в этом бизнесе. Так, компания «Эко-Система» (Москва), которая занимает примерно 40% рынка вывоза ТБО в Барнауле, ищет там землю под строительство МПЗ и полигон ТБО. Это несмотря на то, что в городе уже есть работающее предприятие мощностью 100 тыс. тонн в год. В Томске, где «Эко-Система» занимается вывозом мусора в двух районах города, компания уже подписала инвестиционное соглашение с администрацией города о строительстве завода мощностью около 200 тыс. тонн. Пожалуй, наиболее масштабны планы отделения по СФО ФГУП «Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами» (организация работает в этом направлении в контакте с Межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение»). Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами предполагает построить в Новосибирске от четырех до шести станций перегруза отходов, для которых не требуется никаких коммуникаций. Станции перегруза и сортировки бытовых отходов (временного хранения и сортировки) предназначены для сокращения транспортного плеча мусоровозов, а также объемов вывозимых отходов на полигон на 25–30%. Отходы будут перерабатываться на станции в течение суток, а вторичные материалы — продаваться потребителям в черте города. Соответствующее соглашение уже подписано с мэрией Новосибирска. Практика показывает, что, как и в любом бизнесе, в мусоропереработке сегодня идет поиск новых подходов. Безусловно, сибирским бизнесменам и не снятся пока успехи западных компаний по глубине переработки и проценту отбора полезных компонентов. Но не надо забывать, что культура переработки отходов там создавалась долгие десятилетия, тогда как еще недавно российские отходы, в том числе и ценные промышленные, поставляли на Запад. Понимание выгодности этого бизнеса, может быть, стоящего по прибыльности недалеко от добычи сырья, пришло. Дело за дальнейшим развитием. Фото: Борис Барышников «Эксперт Сибирь» |