«За черной полосой всегда идет белая» - эта крылатая фраза четко отражает динамику любой отрасли. В 2009 году рынок пластиковых панелей по оценке 100panel может впервые вступить в «черную» полосу после бурного роста в последние 10 лет. Первая половина 2008 года радовала участников рынка увеличением потребительского спроса, вторая - кардинально изменила ситуацию. Эта тенденция сохранится и приведет к сокращению объемов рынка в 2009 году. В этой статье мы постарались спроецировать экономическую ситуацию на рынок панелей России. Рост рынка Пластиковых панелей, 2008 год, Россия Рост рынка Пластиковых панелей рассматривается по целевым сегментам покупателей. Наиболее предсказуемо в 2008 году вел себя сегмент капитальных ремонтов, который сопровождался выделением средств из госбюджета по программе санаций зданий, рассчитанной до 2012 года. Ситуация по остальным сегментам менялась ежеквартально. Рост сегментов рынка Пластиковых панелей, 2008 год, Россия, % Квартал | I квартал | I-II квартал | I-III квартал | I-IV квартал | Рост сегмента Частный потребитель, % | 40 | 51 | 43 | 41 | Рост сегмента Ремонт (капитальные ремонты, санация), % | 15 | 30 | 30 | 30 | Рост сегмента Строительство (жилое и нежилое), % | 25 | 3 | 3 | -15 | Общий рост по отношению к тому же периоду 2007 года, % | 25 | 25 | 21 | 13 |
I квартал В сегменте частного потребителя I квартал 2008 года характеризуется высоким потребительским спросом на Пластиковые панели, не характерным для этого времени года, поддерживаемый слухами о деноминации рубля накануне президентских выборов, возможном дефолте в экономике и информацией об удорожании кредитов, вследствие кризиса ликвидности в США. Это подстегнуло население вкладывать накопленные средства в покупку товаров и услуг, в том числе в ремонт. В строительстве наблюдаются высокие темпы роста – 25% за I квартал 2008 года по отношению к тому же периоду 2007 года. В результате рост рынка в I квартале 2008 года по отношению к тому же периоду 2007 года составил 25%. II квартал Во II квартале 2008 кризис ликвидности на финансовом рынке усугубляется, происходит ужесточение требований к заемщикам, повышение ставки рефинансирования до 11%, удорожание межбанковских кредитов. Инфляционные показатели выходят из-под контроля Правительства, вследствие «разморозки» цен на некоторые товары, услуги и энергоносители. События, происходящие в экономике, вновь увеличивают покупательскую способность населения с целью сохранения имеющихся денежных средств. Рост покупательской способности по данным ЦБ в этот период увеличивается с 23,5% до 27%, а сбережения населения снижаются с 5,7% до 2,9%. В сложившейся ситуации происходит дальнейшее снижение темпов роста строительства до 2,9% (по сравнению с 34% ростом за 1-ое полугодие 2007 года), при этом рынок пластиковых панелей продолжает увеличивать темпы роста за счет сегмента частного потребителя и роста капитальных ремонтов до 25%. III квартал В сентябре 2008 года происходит обрушение фондового рынка ММВБ на 17%, бегство капиталов за рубеж, падение цен на нефть с 147$ в июле до 95$, высокие инфляционные показатели, сокращение объемов мировой экономики – все это сильно ударяет по экономике РФ. На помощь приходят золотовалютные резервы, которые пускает в ход Правительство, но эти меры лишь притормаживают необратимые процессы экономического спада. Строительный сегмент характеризируется отсутствием роста, в сегменте частного потребителя, четко прослеживается снижение потребительского спроса. В результате рынок пластиковых панелей замедляет темпы роста до 21% (нарастающим итогом за год). Снижение спроса на окна нехарактерно для 3-го квартала (в годовом исчислении из расчета 100%, доля продаж пластиковых панелей в 3-ем квартале составляет около 40%). IV квартал (прогноз) Сокращение золотовалютных резервов на ¼, начало девальвации рубля (17% за 3 месяца), снижение темпов роста экономики, рост безработицы, банкротство среди компаний, замораживание строительных объектов – это характеризует Российскую экономику, как крайне не стабильную. Немногие строительные компании в преддверии падения цен на недвижимость, имеют возможность достроить начатые объекты и продать их с целью окупить хоть какие-нибудь инвестиции. В сегменте частного потребителя наступают тяжелые времена. Череда увольнений, невыплат з/п, сокращение размера з/п – все это сокращает потребительский спрос в этот период. К тому же «кредитная игла», на которую подсела большая часть населения России в последние 4-го года, высасывает оставшиеся денежные средства из людей. Благосостояние граждан сокращается, а вместе с ним и их покупательская способность. В результате высокие темпы роста рынка панелей в первой половине года сменились сокращением спроса во второй половине. По оценке отраслевого центра 100ПАНЕЛЕЙ на конец ноября 2008 года рост рынка пластиковых панелей в России по итогам года составит 13%. Прогноз на 2009 год Сейчас можно говорить о том, что кризис в России начался в сентябре 2008 года, и многие из нас на себе его еще не ощутили. Полагать, что кризисные явления закончатся, не успев начаться, было бы наивно. В связи с этим можно прогнозировать, что в 2009 году последствия кризиса станут наиболее ощутимыми для всех отраслей экономики, включая рынок панелей. В сложившихся форс-мажорных обстоятельствах в 2009 году прогнозируется сокращение объемов рынка пластиковых панелей на 20%. Прогноз развития рынка пластиковых панелей, Россия, 2006 – 2010 год, %, млн. м. кв. О том, как долго продлится кризис и насколько тяжелыми будут его последствия, сложно говорить в данный момент. Однако после любого кризиса идет рост - выздоровление. Представленным выше графиком хочется показать общую тенденцию движения рынка в будущем. Ответ на вопрос, когда наступит белая полоса – пока остается открытым.
www.100panel.ru |