В 2001 г. Валерий Митякин за $35 000 приобрел у небольшой австралийской фирмы технологию по производству резиновых покрытий для детских площадок. Сегодня оборот группы компаний «Мастерфайбр» достиг 300 млн руб., а масштаб бизнеса давно превысил австралийский… - Больше семи лет у меня был бизнес по продаже и установке систем жизнеобеспечения для ЖКХ. Он мне порядком надоел, поэтому, когда случилась беда — сгорел наш самый большой магазин, — бизнес я восстанавливать не стал. Стал искать новую идею. Хотелось, чтобы она была социальной и интересной. Для меня мотивация «бизнес ради денег» никогда не была главной«, — рассказывает Митякин. ________________________________________ Что сдерживает рост Наталья Солнцева, ассистент генерального директора группы компаний «Новотрек»: «Рост рынка сдерживается ограниченным количеством резиновой крошки, которая запрещена к ввозу в Россию, так как получается путем переработки опасных отходов» _______________________________________ По приглашению знакомых в 2001 г. Митякин улетел в Австралию. На одной из встреч с местными предпринимателями познакомился с хозяевами небольшого семейного предприятия Masterfibre Pty Ltd, делавшего покрытия из резиновой крошки для детских площадок. Ноу-хау австралийцев зацепило Митякина не только простым и недорогим производством. Плачевное состояние детских площадок в России отцу двух маленьких детей было известно не понаслышке. Детские радости На запуск бизнеса потребовалось около $50 000, включая покупку технологии. Чтобы разобраться в тонкостях производства, предприниматель месяц проработал на австралийской фабрике: «Технология известна с тех пор, как был изобретен полиуретан. Используется резиновая крошка, которая, затвердевая, превращается в износостойкое, влагопропускающее и безопасное покрытие. В производство идет крошка из старых покрышек, утилизация которых, как известно, крайне непроста. За время существования компании мы пустили на покрытия около 3 млн шин». В России подобных проектов не было, но убедить заказчиков вначале было непросто. Решили, что первая детская площадка будет подарком городу. Митякин написал письмо в мэрию, чиновники предложили благоустроить площадку в школе-интернате для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Предпринимателю повезло: на празднике в честь открытия площадки присутствовал руководитель управления ЖКХ Москвы, которому идея понравилась. «В трудный для бизнеса момент, когда заказов было мало, а муниципалы задерживали платежи, ко мне присоединился партнер Михаил Генералов, — рассказывает Митякин. — Сейчас у группы компаний “Мастерфайбр” два основных учредителя, некоторые ключевые сотрудники получили небольшие опционы как бонус. На втором году мы вышли на самоокупаемость и стали получать прибыль». Стоимость квадратного метра покрытия толщиной 10 мм — около 1000 руб. Рентабельность бизнеса — 50-60% и зависит от колебания цен на сырье. Наталья Кульбацкая, ведущий специалист отдела санаторно-гостиничного хозяйства ОАО «Норильский никель», вспоминает, что о новых технологиях покрытия услышала два года назад: «Мы решили опробовать их в нашем санатории в Сочи. Провели тендер. Остановились на покрытии из резиновой крошки, которое предложил «Мастерфайбр». В декабре бригада «Мастерфайбра» улетела в Норильск делать еще один спортивный зал по заказу «Норникеля». Породили сами «Скопировали нас все, кто сейчас работает в этом сегменте, — признается Митякин. — Просто кто-то работает качественно, а кто-то нарушает технологии. Конкуренция есть, но мы сами этот рынок создали». «Сегодня много компаний идут по этому пути. Технологии известны, труд полуручной. Все зависит от качества, — считает Наталья Солнцева, ассистент генерального директора группы компаний “Новотрек” (торговая марка Explotex). — Пока места хватает всем. Многие муниципалитеты запускают программы по благоустройству дворов». «Рынок, по нашим оценкам, — это несколько десятков миллионов долларов. В России порядка 500 000 дворов, в идеале каждому нужны детская и спортивная площадки», — подсчитывает Митякин. Компания «Спецавтозеленстрой» заказала «Мастерфайбру» покрытий на сумму свыше 3 млн руб. для благоустройства территории вокруг кинотеатра «Ереван» на севере Москвы. «Компания готова была оперативно выезжать на место, показывать образцы, обсуждать варианты. Подрядчик прислушивался к замечаниям и быстро устранял то, что казалось нам неправильным», — говорят в компании. Производство в тираж Когда интерес к продукции стал расти, бизнесмены задумались, как развиваться дальше. Выбрали единственно приемлемый, на взгляд Митякина, способ — франчайзинг. Бизнес разделили на два направления: производственное — фабрика резиновых покрытий «Мастерфайбр» и по развитию франчайзинга — ООО «Мастерфайбр», правообладатель технологии, зарегистрировало 34 патента. Сейчас в группе уже 77 франчайзи. Стоимость франшизы — около $35 000. Заплатив паушальный взнос, новый предприниматель проходит недельное обучение и получает первоначальный набор оборудования и материалов. Для старта требуется 40 кв. м площади и четыре человека. Сегодня в обороте группы (порядка 300 млн руб.) доли обеих компаний примерно равны. В год производится около 300 000 кв. м покрытий, из них 15% выпускает собственная фабрика, 85% — франчайзи. По результатам рейтинга журнала «Форбс» компания «Мастерфайбр» вошла в пятерку лучших российских франшиз. Критерии отбора — перспективность рынка, стаж успешной работы, открытость для потенциальных партнеров информации об экономике собственного предприятия, пакет услуг по поддержке бизнеса. Сегодня, когда территория России уже практически закрыта, Митякин и Генералов нацелились на зарубежные рынки: интерес к франшизе проявили в США и странах Латинской Америки. «Я наблюдаю “Мастерфайбр” с момента становления бизнеса, — говорит главный менеджер Российской ассоциации развития франчайзинга Валерий Перков, — очень люблю эту франшизу. Они уникальны. У нас хорошо развивается франчайзинг в розничной торговле и сфере услуг. А производственный франчайзинг редкость. Слышал, что покупкой франшизы “Мастерфайбра” заинтересовались в Бразилии. Перспективы у бизнеса есть». www.vedomosti.ru |