Причин, определяющих относительное благополучие отрасли, - две. Кризис имеет определенный лаг по отношению к пищевой промышленности. Потребление продуктов питания хоть и сокращается, но сокращается относительно медленно. Поэтому производители упаковки пока не столкнулись с проблемой «лавинного» обрушения спроса, что произошло с другими отраслями. Вторая причина, - это просто огромный потенциал российского рынка, который выражен в все еще очень значительной доле неупакованного продукта. Российскому рынку еще есть куда расти. Пусть население будет потреблять меньше продуктов, но объем упакованной продукции между тем будет увеличиваться. Newchemistry обратился к представителям данной индустрии с вопросами о нынешней ситуации, прогнозах и возможных антикризисных стратегиях. Компания «Мультифлекс» (Москва), Юрий Тихомиров, заместитель генерального директора: - Ощущаете ли Вы на себе воздействие кризиса? Вынуждена ли компания сокращать производство? - Мы работаем в сфере пищевой упаковки. Пока на нашем производстве кризис существенно не сказался. Есть некоторые проблемы тактического свойства у наших заказчиков – участников продовольственного рынка, поставщиков продуктов питания. Они обусловлены неплатежами в торговле. Торговые сети не всегда вовремя с ними расплачиваются. Одна из причин этого – отток кредитных ресурсов из сферы ритейла. Естественно, мы стараемся в силу возможностей поддерживать наших партнеров, чтобы как-то облегчить влияние кризиса. Мы не заинтересованы терять клиентов. И с моей точки зрения, кризис можно пережить только сообща. Вместе – все выйдем! Пока сложно делать какие-то взвешенные прогнозы. Ясно одно: пока люди будут есть, наша работа будет востребована. - Считается, что кризис порождает процессы передела собственности. В Вашей отрасли это возможно? - Конечно, да. Ведь то, устоит определенный игрок на рынке или нет, зависит от его запаса прочности. А он у всех разный… Кризис ведет к ужесточению конкуренции на рынке. И, в конечном счете, победителем окажется тот, кто не снизит качества своей продукции и сможет в новых условиях предложить его высокий уровень по относительно невысокой цене. Danaflex (Казань), Рашид Алмазович Незамиев, финансовый директор: - Каково воздействие кризиса на Вашу компанию? Вынуждена ли она сокращать производство? - Наше компания – один из ведущих российский производителей современной гибкой упаковки (входит в пятерку лидеров). Мы работаем на рынке Татарстана 7 лет. Сегодня мы не сокращаем производство. Дело в том, что наш сегмент – особый. Спрос в сфере гибкой пищевой упаковки – неэластичный. Пока финансовый кризис не дошел той стадии, когда у людей нет денег на продукты питания. И на мой взгляд, если снижение спроса произойдет, то оно будет незначительным. Наоборот, наши объемы производства/продаж увеличиваются. Это происходило и благодаря росту потребления населения (до недавнего времени), и импортозамещению. Качество отечественной гибкой упаковки повышалось. То есть, достигая более высокого уровня качества, мы приобретали новых партнеров/потребителей, которые отказывались от импортных закупок в нашу пользу. - Ваши прогнозы на ближайший, «кризисный», период? - Я считаю, что но падения/стагнации в сфере гибкой полимерной упаковки не будет, но рост замедлится. И уже есть первые сигналы. В частности, наши клиенты начали испытывать проблемы с ликвидностью. Банки отказывают им в кредитовании оборота. - По прогнозам, во многих отраслях кризис будет обуславливать процессы передела собственности. Насколько они возможны в вашей отрасли? Или это достаточно устоявшийся рынок? - Наш сегмент рынка – слабоконцентрированный. И кризис здесь станет дополнительным катализатором для данных процессов. Безусловно, кто-то сойдет со сцены… Но сегодня у всех задача одна: выжить. Кто выживет в кризис – тот выиграет. И это во многом обусловит дальнейшую расстановку сил на рынке… Компания «Артфлекс» (Санкт-Петербург), Андрей Айрепетьян, менеджер: - Ощущаете ли Вы на себе воздействие кризиса? Вынуждена ли компания сокращать производство? - Влияние кризиса пока не ощущается на деятельности нашей компании в сфере гибкой упаковки. Ее выпуск мы не сокращаем. - Ваши прогнозы на ближайший, «кризисный», период? - Покупательская способность населения будет снижаться. Это, в свою очередь, отразится и на упаковочном рынке. Понятно, что люди не перестанут есть. Но на продуктах питания они будут экономить. То есть покупать более дешевые товары в более дешевой упаковке. А если учесть, что производители-пищевики уже начинают сокращать издержки, то можно предположить как изменится ситуация. В частности, в упаковке сократится доля более дорогих ламинатов в пользу более дешевой поверхностной печати. Сегодня это соотношение 60 : 40. В среднем по России в 2009 г. оно поменяется 40: 60. А на более богатом московском рынке составит: 50: 50. - Имеет ли место в отрасли дефицит ликвидности, неплатежи? - Мы работаем в рамках холдинга, который, безусловно, привлекает на крупные проекты кредитные средства. Сегодня с этим известно как обстоят дела, поэтому новых проектов в отрасли не планируется. Проблема неплатежей нас касается со стороны торговых сетей – конечного звена нашей цепочки. Из их оборота сегодня «ушли» кредитные средства. И они не всегда вовремя рассчитываются с нашими потребителями – производителями продуктов питания. При этом в некоторых случаях кризис используется как предлог, чтобы не платить… - Возможны ли в вашей сфере процессы передела собственности, обусловленные кризисом? - Я считаю, что наш рынок устоявшийся. Поэтому вряд ли возможны подобные процессы. - Возможны ли в сегменте гибкой упаковки реализация в период кризиса новых проектов, связанных с техническими инновациями, делающих производство более эффективным? Например, Drent Goebel выводит на рынок машину для офсетной печати на пленках? В результате стоимость печати сократиться, а качество возрастет... - Должен сказать, что денег на развитие сегодня нет. «Кризис» бьет по всем… Вряд ли на предприятиях отрасли будет прослеживаться данная тенденция… Хочется развиваться, но денег нет… www.Newchemistry.ru Подробнее с ситуацией на российском рынке гибкой печатной упаковки можно познакомиться в отчетах Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок многослойных ламинированных упаковочных материалов в России» «Рынок металлизированной (в т.ч. фольгированная) упаковки в России» «Рынок металлизированных однослойных пленок в России» |