«За черной полосой всегда идет белая» - эта крылатая фраза четко отражает динамику любой отрасли. В 2009 году рынок пластиковых окон по оценке О.К.Н.А. Маркетинг может впервые вступить в «черную» полосу после бурного роста в последние 10 лет. Первая половина 2008 года радовала участников оконного рынка увеличением потребительского спроса, вторая - кардинально изменила ситуацию. По оценке отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг эта тенденция сохранится и приведет к сокращению объемов рынка в 2009 году. В этой статье мы постарались спроецировать экономическую ситуацию на оконный рынок России. Рост рынка ПВХ-конструкций, 2008 год, Россия Рост рынка ПВХ-конструкций О.К.Н.А. Маркетинг рассматривает по целевым сегментам покупателей. Наиболее предсказуемо в 2008 году вел себя сегмент капитальных ремонтов, который сопровождался выделением средств из госбюджета по программе санаций зданий, рассчитанной до 2012 года. Ситуация по остальным сегментам менялась ежеквартально.
Рост сегментов рынка ПВХ-конструкций, 2008 год, Россия, % Квартал | I квартал | I-II квартал | I-III квартал | I-IV квартал | Рост сегмента Частный потребитель, % | 25 | 36 | 28 | 26 | Рост сегмента Ремонт (капитальные ремонты, санация), % | 30 | 45 | 45 | 45 | Рост сегмента Строительство (жилое и нежилое), % | 25 | 3 | 3 | -15 | Общий рост по отношению к тому же периоду 2007 года, % | 25 | 25 | 21 | 13 |
I квартал В сегменте частного потребителя I квартал 2008 года характеризуется высоким потребительским спросом на ПВХ-конструкции, не характерным для этого времени года, поддерживаемый слухами о деноминации рубля накануне президентских выборов, возможном дефолте в экономике и информацией об удорожании кредитов, вследствие кризиса ликвидности в США. Это подстегнуло население вкладывать накопленные средства в покупку товаров и услуг, в том числе в окна. В строительстве наблюдаются высокие темпы роста – 25% за I квартал 2008 года ,по отношению к тому же периоду 2007 года. В результате роста оконного рынка в I квартале 2008 года по отношению, к тому же периоду 2007 года составил 25%. II квартал
Во II квартале 2008 кризис ликвидности на финансовом рынке усугубляется, происходит ужесточение требований к заемщикам, повышение ставки рефинансирования до 11%, удорожание межбанковских кредитов. Инфляционные показатели выходят из-под контроля правительства, вследствии «разморозки» цен на некоторые товары, услуги и энергоносители. События, происходящие в экономике, вновь увеличивают покупательскую способность населения с целью сохранения имеющихся денежных средств. Рост покупательской способности по данным ЦБ в этот период увеличивается с 23,5% до 27%, а сбережения населения снижаются с 5,7% до 2,9%. В сложившейся ситуации происходит дальнейшее снижение темпов роста строительства до 2,9% (по сравнению с 34% ростом за 1-ое полугодие 2007 года), при этом рынок пластиковых окон продолжает увеличивать темпы роста за счет сегмента частного потребителя и роста капитальных ремонтов до 25%. III квартал
В сентябре 2008 года происходит обрушение фондового рынка ММВБ на 17%, бегство капиталов за рубеж, падение цен на нефть с 147$ в июле до 95$, высокие инфляционные показатели, сокращение объемов мировой экономики – все это сильно ударяет по экономике РФ. На помощь приходят золотовалютные резервы, которые пускает в ход правительство, но эти меры лишь притормаживают необратимые процессы экономического спада. Строительный сегмент характеризируется отсутствием роста. В сегменте частного потребителя, четко прослеживается снижение потребительского спроса. В результате рынок ПВХ-конструкций замедляет темпы роста до 21% (нарастающим итогом за год). Снижение спроса на окна нехарактерно для 3-го квартала (в годовом исчислении из расчета 100%, доля продаж ПВХ-конструкций в 3-ем квартале составляет около 40%). IV квартал (прогноз) На фоне общего экономического кризиса происходит снижение темпов роста экономики, сокращение золотовалютных резервов на ¼, девальвация рубля на 17% за 3 месяца, рост безработицы, банкротство среди компаний, замораживание строительных объектов, - всё это характеризует Российскую экономику, как крайне нестабильную. Немногие строительные компании в преддверии падения цен на недвижимость, имеют возможность достроить начатые объекты и продать их с целью окупить хоть какие-нибудь инвестиции. В сегменте частного потребителя наступают тяжелые времена. Череда увольнений, невыплаты з/п, сокращение размера з/п – все это сокращает потребительский спрос в этот период. К тому же «кредитная игла», на которую подсела большая часть населения России, в последние 4-го года, высасывает оставшиеся денежные средства из людей. Благосостояние граждан сокращается, а вместе с ним и их покупательская способность. В результате высокие темпы роста оконного рынка, в первой половине года,сменились сокращением спроса во второй половине. По оценке отраслевого центра О.К.Н.А. Маркетинг на конец ноября 2008 года рост рынка пластиковых окон в России по итогам года составит 13%. Прогноз на 2009 год Сейчас можно говорить о том, что кризис в России начался в сентябре 2008 года, и многие из нас на себе его еще не ощутили. Полагать, что кризисные явления закончатся, не успев начаться, было бы наивно. В связи с этим О.К.Н.А. Маркетинг прогнозирует, что в 2009 году последствия кризиса станут наиболее ощутимыми для всех отраслей экономики, включая оконный рынок. В сложившихся форс-мажорных обстоятельствах независимый отраслевой центр О.К.Н.А. Маркетинг прогнозирует в 2009 году сокращения объемов рынка ПВХ-конструкций на 20%. Прогноз развития рынка ПВХ-конструкций, Россия, 2006 – 2010 год, %, млн. м. кв.
О том, как долго продлится экономический кризис и насколько тяжелыми будут его последствия, сложно говорить в данный момент. Однако после любого кризиса идет рост - выздоровление. Представленным выше графиком хочется показать общую тенденцию движения рынка в будущем. Ответ на вопрос, когда наступит белая полоса – пока остается открытым. Источник: www.oknamedia.ru |