О том, как отразился финансовый кризис на ведущем производстве автокомпонентов, какие шаги по стабилизации ситуации предпринимает его руководство, каких достижений достиг завод и чего хочет добиться в перспективе, рассказывает генеральный директор ООО «Управляющая компания „Автокомпонент“», заместитель председателя Ассоциации производителей автокомпонентов Нижегородской области Олег Зайцев. - Олег Николаевич, сейчас всех волнует мировой финансовый кризис. Оказал ли он влияние на работу вашего предприятия? Принимаете ли вы какие-нибудь антикризисные меры?
- Кризис, конечно, сказался на нашем предприятии. Это выражается, в первую очередь, в том, что наши потребители - автозаводы на данный момент пересматривают объемы выпуска продукции в сторону понижения. И, следовательно, нам придется также пересматривать планы своих продаж. Уже понятно, что в 2008 году как российские, так и зарубежные автомобильные заводы машин выпустят меньше. Некоторые заводы даже в настоящий момент остановили производство. Эта тенденция общемировая. Поэтому нельзя говорить, что российские заводы чувствуют себя хуже. Остановилось производство «Шкоды» в Европе то же с «Опелем» и «БМВ». Этот кризис очень серьезно коснулся автопрома, и, скорее всего, это связано с тем, что основная часть машин, особенно иномарок, покупалась в кредит. Банки перестали выдавать кредиты или повысили ставки, и, естественно, потребительский спрос ограничился. Это и есть основное влияние на нас, то есть снижение объемов производства и объемов продаж. Мы предпринимаем сейчас довольно-таки понятные шаги по выходу из этого кризиса. Это связано практически со всеми аспектами деятельности нашей компании, начиная с пересмотра бюджета по расходам и бюджета затрат на персонал. Но есть положительный момент: несмотря на кризис у нас не остановлен ни один инвестиционный проект. Мы продолжаем строительство новых производственных площадей, у нас не остановлена закупка нового оборудования, не остановлено обучение персонала. Пока речи о массовом сокращении сотрудников не идет. Мы стараемся перераспределить наш персонал. Если пересматривается его количество, то только убираются излишки. У нас на предприятии сейчас работают японцы, которые улучшают бизнес-процессы и они проводят оптимизацию персонала, не сокращение. Кроме того, есть и другие шаги по стабилизации ситуации. Мы рассматриваем другие рынки, так как в принципе мы предприятие универсальное, которое легко может перестраиваться для работы в любой отрасли, где нужны изделия из пластика. Например, если мы сейчас делаем панели приборов для настоящих машин, то также мы можем их делать и для игрушечных машин. Поэтому область применения нашего производства достаточно широкая – от автомобильной до пищевой промышленности. Сейчас маркетологи в течение месяца – двух просто должны расширить портфель наших заказов для других отраслей. У нас были небольшие заказы, так как основные мощности были загружены. А сейчас в связи с кризисом, сказавшимся на предприятиях автопрома, мы будем принимать больше заказов из других отраслей промышленности. Мы рассматриваем это в качестве временных мероприятий, так как надеемся, что кризис как явление временное пройдет. - В связи с тем, что вы затронули тему диверсификации производства, хочется задать следующий вопрос. В одном из интервью вы рассказывали о намерениях «Автокомпонента» по разработке новой продукции для железнодорожного транспорта в случае востребованности этого продукта. Это также актуально сейчас? - Мы рассматриваем вопрос сотрудничества с железной дорогой. Наши менеджеры отдела маркетинга работают в этом направлении. Но это не совсем просто, потому что рынок уже сложился. В этой сфере существует довольно-таки большая конкуренция, а потом железная дорога в основном потребляет изделия из стеклопластика. Это немного не наш профиль. Поэтому ставки на железную дорогу мы не делаем. Мы надеемся, что основным нашим заказчиком также останутся автомобильные заводы, которые переживут этот кризис и через месяц-два начнут восстанавливать свои потери. - «Автокомпонент» стал поставщиком зеркал заднего вида для автомобиля RENAULT LOGAN. Когда начнутся первые поставки? - Первые поставки намечены на начало 2009 года. Все договоры подписаны, и сейчас полным ходом идет подготовка к производству. Испанские партнеры должны нам поставить сборочную линию для сборки этих видов зеркал. Основное оборудование уже закуплено и смонтировано на заводе, сейчас заканчивается разработка первых тестеров производства. - Ваше предприятие много делает в сфере международного партнерства. Говорилось о проекте с Volkswagen, о намерении создать совместное предприятие с японской компанией «ТАКАТА». Как развивается сотрудничество с этими партнерами, и появились ли новые? - Основные подвижки у нас с автосборочными предприятиями. Мы ожидаем номинации как поставщика Volkswagen, мы номинированы Фиатом, номинированы фирмой Valeo как поставщики второго уровня, то есть мы будем поставлять для них пластиковые детали. Мы будем сотрудничать с компанией «Toyota». В октябре запланирована презентация нашего завода для этой компании, представители которой приедут к нам в конце месяца. Производство для компании «Toyota» разместится в Нижнем Новгороде. Это стало возможным в том числе и благодаря нашим западным партнерам. С одной стороны, это испанская фирма «Фикоса», у которой уже есть готовый продукт для завода «Toyota» в Санкт-Петербурге. Виды продукции, которые можно будет рассматривать на нашем производстве, - это зеркала заднего вида, система омывания стекл, стояночный тормоз. С другой стороны, установлению сотрудничества способствовало то, что на нашем предприятии сейчас работают японцы, которых мы наняли в качестве так называемых учителей по изменениям. На нашем заводе сейчас работает четыре японских специалиста из Тойота Инжиниринг Корпорэйшн. Этот фактор тоже не остался не замеченным. Завод постоянно меняется, как живой организм. Люди учатся новым системам ведения производства, которые улучшают его качество. - Обучение касается персонала всех уровней? - Программа обучения составлена полностью для всего персонала: от рядового сотрудника до топ-менеждера. Спектр обучающих программ достаточно широк. Например, простого рабочего обучают бережливому производству, руководящему персонала предлагается больший объем обучающих программ, включая изучение иностранных языков. На нашем предприятии есть учителя английского и немецкого языков. Кроме того, японских специалистов, работающих на нашем предприятии, мы тоже рассматриваем как учителей. - Каких результатов уже добились на предприятии в текущем году? - Я думаю, что наши показатели будут не хуже прошлого года, несмотря на кризис. Компания сохраняет свое доминирование на рынке в области поставки деталей интерьеров и экстерьеров на заводы. Мы поставляли 100 % деталей для комплектации интерьеров «Волги» и «ГАЗели» в этом году. Мы увеличили свою долю на рынке «АвтоВАЗ», поставляли зеркала заднего вида для автомобилей «Лада Приора» и «Лада Калина». С приходом Renault на АвтоВАЗ мы надеемся, что как поставщики компании «Renault» мы будем еще больше развивать сотрудничество с этим предприятием. - В целом каких результатов вы хотели бы добиться к концу 2008 года и какие цели ставите на 2009 год? - Мы определили цели развития до 2010 года. В них заложена доля рынка, которая позволяла бы нашему предприятию увеличить объемы выпуска в 3 раза. Это должно произойти за счет получения заказов от иностранных компаний. Пока все переговоры показывают, что нам рано сомневаться в том, что мы не достигнем намеченных результатов. Сейчас, конечно, может быть и тяжелее. Но как раз, возможно, кризис нам поможет выиграть многие тендеры. Это связано с тем, что иностранные компании находятся в небольшом замешательстве и могут приостановить проекты в России. Так, например, сейчас и происходит с компанией «Магна», которая уже объявила о приостановке своей деятельности в России и не собирается строить новый завод в Санкт-Петербурге. Поэтому российские предприятия, которые ничем не уступает по техническому вооружению и по уровню обучения персонала иностранным компаниям, будут сейчас выигрывать на рынке. В сфере сотрудничества нашего предприятия с иностранными компаниями речь идет о локализации многих продуктов на нижегородских предприятиях, то есть мы берем готовые изделия и переносим их производство из Европы в Россию. В частности, это зеркала заднего вида, стояночный тормоз, система омывания лобового стекла. Подводя итог, основными достижениями 2008 года можно назвать номинирование от компаний «Renault», «Fiat» и «Valeo». Также до конца года мы ожидаем, что нас номинирует «Ford» и «Volkswagen». www.autocomponent.info |