Многие аналитики полимерного рыка, в том числе и наша компания, в своих прогнозах, которые строились еще в начале текущего года, основывались в своих оценках на показателях прошлых лет и прогнозах экономического и социального развития как мира в целом, так и отдельных стран. Однако ипотечный кризис, который начал развиваться в США в прошлом году, многие сбрасывали со счетов. И как оказалось впоследствии, ипотечный кризис в Соединенных штатах отразился практически на мировой экономике. Упали в стоимости акции ведущих мировых компаний, обвалились биржевые индексы, оказались на грани банкротства некоторые системообразующие финансовые учреждения. Россию мировой финансовый кризис тоже коснулся. Еще летом многие российские финансовые учреждения начали испытывать дефицит денежных ресурсов и снижение ликвидности. Стали дорожать кредиты, ужесточились условия выдачи кредитов, снижались объемы ипотечного кредитования и, как следствие, значительно сократились объемы инвестиций в жилищное строительство. И если сегодня сокращение объемов строительства едва заметно (работают деньги инвестированные в предыдущие два года), то в ближайшие год-полтора вся эта ситуация выльется в сотни долгостроев. Конечно же, здесь речь идет лишь о коммерческом строительстве, которое финансируется за счет частных инвесторов. Однако стоит отметить, что доля жилищного строительства, финансируемого за счет негосударственных средств, сегодня составляет около 83% в общем объеме возводимого жилья. Поэтому прогнозы, сделанные еще в начале года, уже сейчас необходимо пересмотреть в меньшую сторону. Так, рынок ПВХ уже не будет расти столь динамично. И вряд ли к 2010 году объем потребления ПВХ в России на душу населения достигнет 6.5 кг и т.д. Также стоит пересмотреть свои прогнозы и относительно других стран. Но мы не сомневаемся, что уже спустя год-полтора российский рынок ПВХ возобновит былую динамику и будет одним из самых динамичных рынков ПВХ в мире. Поливинилхлорид является достаточно уникальным полимером. На половину состоит из нефти (доля этилена 47%) и соли (доля хлора 53%). При этом он обладает хорошими конструкционными свойствами, что и предопределяет его объемы потребления в строительном секторе. В каждой стране мира структура потребления ПВХ по секторам имеет свои отличия в силу географических, национальных и исторических факторов. Но Россия уникальная страна в полном смысле этого слова. Так, если в мировом масштабе доля ПВХ, потребляемого в производстве труб, составляет около 39%, то в РФ этот показатель на порядок ниже – около 3% (см. диаграмму 1 и 2). Источник: CMAI, Маркет Репорт Уникальна и история развития российского рынка поливинилхлорида. Еще в 2002 году Россия была чистым нетто-экспортером ПВХ. Основные производители смолы были ориентированы на экспортные рынки, а большая часть потребляемого ПВХ шла на производство пластикатов. Еще в далеком 1999 году в стране начали появляться первые производители оконного профиля, при этом инициаторами развития производства ПВХ профиля были отечественные бизнесмены. С 2002 года на российский рынок начали один за одним выходить производители оконного профиля с мировым именем: Profine, Veka, Rehau, Dimex и др. Только в Подмосковье зарубежные инвесторы вложили более 75 млн. евро в развитие производства оконного профиля, и это только инвестиции в оборудование не считаю вложений в производственные цеха, коммуникации и т.д. Параллельно начали активно развиваться сектора производства подоконной доски, стеновой панели, вагонки и т.д. И уже к концу 2005 года Россия стала чистым нетто-импортером ПВХ. Поэтому сегодня с уверенностью можно сказать, что одной из основных движущих сил развития российского рынка ПВХ являются производители профиля с мировым именем. Таблица 1 - Потребление ПВХ секторе труб в некоторых странах Регион/Страна | Потребление ПВХ, тыс.т | Потребление ПВХ в производстве труб | Потребление ПВХ в производстве профиля | тыс. т | Доля, % | тыс. т | Доля, % | Мир | 35 000 | 13 650 | 39 | 6 300 | 18 | США | 7 350 | 3 234 | 44 | 882 | 12 | Зап. Европа | 6 300 | 1 449 | 23 | 1 827 | 29 | ЦВЕ | 700 | 245 | 35 | 161 | 23 | Венгрия | 101 | 33 | 33 | 32 | 32 | Румыния | 68 | 25 | 37 | 23 | 34 | Польша | 437 | 126 | 29 | 167 | 38 | Северо-вост. Азия | 12 250 | 4 778 | 39 | 1 225 | 10 | Китай | 9 800 | 4 214 | 43 | 1 274 | 13 | Япония | 1 680 | 538 | 32 | 118 | 7 | Юго-вост. Азия | 1 750 | 823 | 47 | 53 | 3 |
Источник: CMAI, Маркет Репорт У рынка труб из ПВХ такого сильного лобби не было. Хотя в мировом масштабе трубы из ПВХ являются безоговорочными лидерами по объемам потребления. Так, по данным компании PipeLife доля ПВХ-труб в общем объеме потребления труб из различных материалов составляет около 40% (см. диаграмму 3). И в ближайшем будущем ежегодный прирост объемов потребления труб из полимерных материалов будет составлять около 4.8%. Конечно же, в разрезе регионов этот показатель будет колебаться в диапазоне от 3.9% в Европе и 4.1% в Америке до 6.7% в Азии. Источник: PipeLife В Европе доля труб из ПВХ в общем объеме потребления труб из различных материалов составляет около 30%. Доля труб из полиэтилена достигла уровня 24%. И уже совсем очевидно, что полимерные трубы будут постепенно отвоевывать все большую долю рынка у труб из традиционных материалов в силу своих многочисленных характеристик: относительная дешевизна, долговечность и т.д. ПВХ-трубы безоговорочные лидеры в Европе в секторе безнапорных труб, их доля в общем объеме потребления полимерных труб составляет около 66%. Однако в ближайшие годы объем потребления ПВХ труб будет сокращаться ежегодно на 2.3%, замещать трубы из ПВХ будут трубы из полиолефинов (ежегодный прирост объемов потребления труб из ПЭ и ПП будет находиться на уровне 10.4% и 16.1% соответственно). Но даже с учетом таких высоких темпов прироста в потреблении полиолефиновых труб, объем потребления труб из ПВХ будет значительно превышать 1 млн. тонн, и эти они по-прежнему будут лидировать в секторе безнапорных труб. В секторе напорных труб в Европе лидирующие позиции занимают трубы из полиэтилена (около 54% трубы для водоснабжения и 22% для газоснабжения), и лишь потом следуют трубы из ПВХ для водоснабжения – около 24%. У труб из полиэтилена здесь очень сильные позиции, но ПВХ-трубы нельзя убирать со счетов. С помощью разработки новых технологий производства, новых марок, стабилизирующих систем поливинилхлоридные трубы могут отвоевать значительную долю на рынке. Ведь неоспоримым преимуществом труб из ПВХ является их относительная дешевизна. Источник: Маркет Репорт Российский рынок полимерных труб активно начал развиваться относительно недавно, особенно динамично спрос на полимерные трубы начал расти в последние два года. По оценкам экспертов рынка, доля труб и полимерных материалов в общем объеме потребления труб с учетом традиционных материалов (сталь, чугун, алюминий, асбест и т.д.) составляет около 7-9%. И если сравнивать эти показатели по Европе, то потенциал российского рынка полимерных труб огромен. Доля труб из полиолефинов в общем объеме потребления полимерных труб составляет около 87% (без учета металлопластиковых труб) – диаграмма 4. В структуре внутреннего производства доля труб из ПВХ и того меньше – около 9% (см. диаграмма 5). Здесь очень важно подчеркнуть, что объем импорта труб из ПВХ в 2007 году составил около 20 тыс. тонн, что соизмеримо с объемами внутреннего производства. В итоге только с учетом импортозамещения объем производства труб из ПВХ в России может вырасти почти в два раза. Стоит отметить, что сильный толчок в развитие внутреннего производства полиэтиленовых труб произошел в связи газификацией с все большей территории страны. В свое время для производства газовой трубы была даже разработана марка ПЭНД на мощностях Ставролена. Большие инвестиции в газификацию России привели к увеличению инвестиций в производство полиэтиленовых труб. Конечно, сегодня газовая труба из полиэтилена отходит на второй план, уступая лидерство трубам для водоснабжения и канализации. Но, тем не менее, механизм по продвижению труб из полиэтилена запущен (НИИ, ассоциация, СНиП и т.д.) и приносит свои плоды. Именно поэтому сегодня львиная доля инвестиций в производство полимерных труб приходится на трубы из полиолефинов, и только почти каждая 4-я завозимая в Россию линия предназначена для производства труб из ПВХ (см. диаграмма 6). Источник: Маркет Репорт Безусловно, входной билет в бизнес по производству труб из ПВХ очень дорогой. И если сравнивать инвестиции в оборудование для производства труб как из полиолефинов, так и из ПВХ, то инвестиции в последние, как минимум, в полтора раза выше. Также поклонники полиолефиновых труб не без основания заметят, что технология производства труб из ПВХ сложнее. На что в ответ мы можем сказать: затраты на сырье для производства ПВХ-труб меньше более чем на 15%, а в конечном итоге стоимость этой трубы на 20% меньше, чем стоимость трубы из полиэтилена. И это притом, что монтаж труб из ПВХ значительно легче, чем труб из полиолефинов. Источник: Маркет Репорт Как мы уже отмечали, в Европе лидирующие позиции на рынке полимерных труб занимают трубы из ПВХ. Конечно же, в каждой стране доля труб из ПВХ в общем объеме потребления полимерных труб различна в силу исторического развития, климатических условий и т.д. (см. рис. 1). Но в то же время есть и один общий фактор, который предопределяет степень вовлеченности ПВХ в производство труб – фактор лобби. Так, в Германии и Австрии благодаря сильному лобби со стороны производителей оборудования доля труб из ПВХ в общем объеме потребления полимерных труб составляет 51% и 58% соответственно. В Польше значительную роль в продвижении ПВХ-труб играют сами производители труб. В Скандинавии трубы из поливинилхлорида уступают лидирующие позиции трубам из полиолефинов благодаря сильному влиянию со стороны компании Borealis – одному из ведущих мировых производителей полиолефинов. При этом в последние годы компания особое внимание уделяет разработке новых марок полипропилена для производства напорных труб (многим сегодня известна одна из последних разработок компании - марка RA130E). В таком ключе можно продолжить по каждой стране. Конечно же, в силу своих физико-механических характеристик и климатическим условиям в России трубы из ПВХ не смогут сегодня заменить как традиционные материалы для производства труб, так и полиолефины. Но с уверенностью можно сказать, что трубы из ПВХ в России недооценены и есть определенные ниши, в которых им нет равным. И для развития этого сектора полимерных труб необходимо, в первую очередь, сильное лобби, которое должно заключаться в создании НИИ, нормативных документов, ассоциации и т.д. Ведь не зря же крупные игроки российского рынка полимерных труб (группа Полипластик, Хемкор, Пластпрофиль и др.) инвестируют большие средства в развитие производства труб из ПВХ. По материалам доклада на конференции «ТРУБЫ из ПВХ в РОССИИ и СНГ: второе рождение» (02 октября 2008, Москва). Доклад: «Рынок труб из ПВХ в России и странах СНГ». Докладчик: Сергей Карайченцев, «Маркет Репорт» (Украина), главный аналитик www.Newchemistry.ru
|