Мировой рынок ПВХ растёт достаточно быстрыми темпами. С 1990 по 2007 год его динамика составила 5% в год. Если в 1990 году производилось 17500 тыс. тонн, в 2000 – 25000 тыс. тонн, то в 2007 уже 35100 тыс. тонн. Большая часть потребления этого продукта приходится на долю Китая (29%), второе места – Северная Америка (19%), третье место в структуре потребления занимает Азиатско-тихоокеанский регион (не включая Китай) – 18%, чуть меньше Западная Европа (17%), затем Восточная Европа (8%) и равные доли (по 5%) Южная Америка, а также Азия и Средний Восток. Если рассматривать региональную структуру и динамику рынка ПВХ, то картина выглядит следующим образом (тыс.тонн) | Рост, % в год | ПОТРЕБЛЕНИЕ | 2002 - 2007 | 2008 - 2013 (оценка) | 2007 | 2013 (оценка) | Сев. АМЕРИКА | -0,8% | 1,5% | 6750 | 7000 | Южная АМЕРИКА | 8,0% | 5,4% | 1650 | 2200 | Зап. ЕВРОПА | 0,5% | 0,5% | 5850 | 5900 | Вост. ЕВРОПА (вкл. Турцию) | 18,4% | 6,3% | 2650 | 4000 | АФРИКА + Ср.ВОСТОК | 11,3% | 4,8% | 1800 | 2500 | Азиатско-тихоокеанский регион | 2,0% | 4,3% | 6400 | 8100 | КИТАЙ | 14,6% | 9,3% | 10 000 | 17 000 | ВЕСЬ МИР | 5,5% | 5,1% | 35100 | 46700 |
Во всех регионах земного шара доля труб в структуре потребления ПВХ весьма значительна. В Северной Америки на производство труб расходуется 45% поливинилхлорида, 24% - на профили, остальное, в примерно равных пропорциях идёт на плёнки и листы, бутылки, кабели, линолеум, покрытия и прочее. В Западной Европа на долю труб приходится 24% и профилей - 29% ПВХ, В Китай – 42% трубы и значительная доля приходится на плёнки и листы (17%). ПВХ давно завоевал устойчивое положение на рынке труб и это подтверждает тот факт, что сегодня из него сделано более 31% трубопроводных сетей в Европе, а в мире доля трубопроводов из ПВХ составляет 39%. Эволюция структуры восточноевропейского рынка ПВХ-С (включая Турцию) выглядит следующим образом: AAGR 2007-2013 Кабели и провода = 6,4% Пленки = 8,1% Гибкие листы = 11,1% Трубы и фитинги = 9,5% Профили = 9,5% Такой рост не удивителен, ведь технология ПВХ продолжает совершенствоваться как в отношении качества, так и в отношении стабильных характеристик. К тому же, появляются новые технологии производства самих труб и монтажа трубопроводных сетей. У труб из ПВХ, безусловно, есть свои козыри, но среди них особо стоит выделить 5 серьезных технических и экономических преимуществ. Во-первых, высокий модуль. Очевидно, что по показателю жесткости (модуля) ПВХ намного превосходит прочие крупнотоннажные пластмассы: ПВХ – один из лучших полимеров по показателю отношения модуля к плотности и цене, этом он гораздо эластичнее традиционных жестких материалов (керамики, чугуна и т.п.). Во-вторых, долговечность. Что делает срок службы ПВХ практически неограниченным? То, что они не чувствителен к кислороду и другим окислителям (химически инертен при комнатной температуре), его физическое старение протекает в ограниченных масштабах и завершается через несколько месяцев, а светостойкость ПВХ не играет роли, если он используется для труб подземной укладки. Если изделие применяется на свету (например, оконные профили), в композицию ПВХ достаточно ввести УФ-стабилизаторы. Третье преимущество – это простой монтаж, а также надёжность: трубы из ПВХ лопаются крайне редко. Четвёртое - низкая горючесть. И, в-пятых, - экологичность. Анализ жизненного цикла ПВХ показывает, что он, как минимум, не хуже прочих пластмасс, на 43% он состоит только из нефти, остальные 57% - поваренная соль, к тому же, ПВХ лучше многих пластмасс поддается вторичной переработке. В структуре европейского рынка своё применении трубы из ПВХ в 2006 году нашли в основном, в области канализационной подземной прокладки (50%). В России и СНГ ПВХ-трубы заполнили ниши напорного и питьевого водоснабжения, канализационных труб для наружных и внутридомовых сетей и дренажные (дорожное строительство, сельское хозяйство). Сегодня, для продвижения труб и фитингов из ПВХ, создана Всеевропейская организация. Основные направления её деятельности – это научные исследования, техническое регулирование, проведение конференций и семинаров. Организация насчитывает 37 членов, представляющих все европейские компании, имеющие какое-либо отношение к ПВХ-трубам. Среди них: 12 фирм – производителей ПВХ, 6 фирм – производителей труб из ПВХ, 5 ассоциаций, 4 института, 5 поставщиков добавок для ПВХ-композиций и 5 организаций, занятых в сфере массовых коммуникаций. По материалам доклада на конференции «ТРУБЫ из ПВХ в РОССИИ и СНГ: второе рождение» (02 октября 2008, Москва). Докладчик: Бруно Ван Дер Вилен, главный менеджер по бизнесу ПВХ-С, SolVin S.A. (Бельгия)
www.Newchemistry.ru
|