Динамичный рост отрасли На протяжении многих лет темпы роста отрасли, в целом, превышали темпы роста всей пластмассовой отрасли. На протяжении семидесятых годов в формовочной отрасли годовой прирост составлял примерно 8.5% - 9%. В период с 1984 по 2000 гг., темпы роста в области толстостенного формования превышали 5% в год, но к второй половине девяностых годов рост бизнеса по производству тонкостенной упаковки несколько замедлился и достиг примерно 3.4% в год (6). В период с 2000 до 2003 гг. общий прирост в отрасли упал до нуля. На ближайшие годы можно прогнозировать, как для тонко-, так и для толстостенного формования, темпы роста ниже тех, что ожидаются по всей пластмассовой отрасли в целом (7). Зрелость отрасли и воздействие глобализации являются основными причинами снижения темпов роста. Зрелость отрасли По нашим наблюдениям, термоформовочная отрасль вступает в стадию зрелости в своем развитии. За последние полстолетия отрасль совершила переход от проволочных нагревательных устройств и использования усадки как критерия пригодности для формования, деревянных пресс-форм и ручного разрезания, к использованию энергосберегающих нагревательных устройств, мониторинга температуры листа, пресс-форм с управлением температурой и современных машин для разрезания. Это из-за такой эволюции один остряк сказал: "Это мы сформовали все простые и красивые детали". Проникновение на рынок требует повышения технического уровня. Но оно также повышает затраты на обрабатываемую деталь, и стимулирует конкуренцию. Так, например, компании, занимающиеся литьевым формованием на протяжении некоторого времени формовали из пластмассы с превосходной механической прочностью для того, чтобы составить конкуренцию конструкционным термоформованным деталям, а сейчас они бьются за мелкосерийные детали просто для того, чтобы покрыть свои разнообразные затраты. Они снова инвестируют средства в многотонные прессы с большими плитами для того, чтобы противостоять формовщикам толстостенных изделий. Компаниям, которые занимаются центробежным и выдувным формованием, с большим трудом удается противостоять проникновению на их рынок производства полых деталей термоформовщиков из двойного листа (8). И все же, как отмечается далее, новые технологии термоформования могут помочь в борьбе против таких посягательств. Глобализация На протяжении прошедшего пятидесятилетия три североамериканские экономики были по-настоящему преобразованы глобализацией. В Соединенных Штатах доля внешней торговли в валовом национальном продукте выросла с примерно 5% , которые имелись пятьдесят лет тому назад, до более чем 10%, которые имеются на сегодняшний день. Увеличились возможности расширения производства за счет экспорта. В то же время выбор для потребителей расширился за счет импорта (9). Хотя некоторые отечественные отрасли промышленности получили преимущества под влиянием глобализации, отечественная пластмассовая отрасль в целом пострадала от нее. Компании, занимающиеся литьевым формованием, в особенности, переживали непрерывное сокращение своего рынка, поскольку многие отечественные производители либо перенесли свое производство в Азию и другие регионы мира, либо отдали производство деталей, а в ряде случаев, и целых сборок, на аутсорсинг иностранным компаниям, которые имели преимущества в виде низкой стоимости труда. Компании, занимающиеся литьевым формованием, особенно чувствительны к воздействию этих тенденций, поскольку их способ производства стал стандартизированным и автоматизированным, а производимая ими продукция обычно небольшая по размеру, и ее можно экономично транспортировать на контейнерных судах. Эта тенденция к глобализации уже оказала воздействие на формовщиков тонкостенных деталей, поскольку детали, производимые в оффшорных компаниях, обычно и упаковываются в таких же оффшорных компаниях. Формовщики толстостенной продукции еще только начинают испытывать воздействие глобализации. Основным препятствием, с которым в прошлом столкнулись азиатские формовщики толстостенной продукции, было низкое качество листа. Эта ситуация начинает в настоящее время меняться. Для того чтобы оказать сопротивлением неизбежному росту конкуренции из-за рубежа, отечественные формовщики толстостенных продуктов должны неуклонно пересматривать все свое производство для того, чтобы повысить общую рентабельность. И им надо изучать и экспортные возможности, которые традиционно составляли лишь очень незначительную долю их клиентской базы. Заявка на новейшие достижения в области термоформования Следует иметь в виду, что термоформовщики склонны проявлять большой прагматизм в том, что касается новых идей. Во многих случаях формовщики знают о существовании таких технологий, но они начинают их применять только тогда, когда заказчик пожелает оплатить время и усилия, необходимые для изучения особенностей их применения. Такие технологии, как формование из двойного листа, многоосное разрезание толстостенных деталей, полипропилен, способный поддаваться формованию, и синтаксический пенопласт для предварительного растягивания тонкостенных деталей были испытаны и имелись на рынке уже много лет, прежде чем термоформовщики пожелали их использовать. Интересно отметить, что как только термоформовщики начинают понимать, насколько выгодны такие технологии, они очень быстро начинают их внедрять. www.newchemistry.ru |