В конце лета 2008 прекратил свою работу один из игроков второго эшелона новосибирского рынка светопрозрачных конструкций (СПК) — ООО Европлекс. По мнению экспертов, ситуация с этой компанией — яркое подтверждение тенденций, складывающихся на рынке. И «Европлекс» вполне может стать первой ласточкой в череде закрытий компаний оконного «профиля», прежде всего небольших. По информации сайта компании, ООО «Европлекс» было образовано в составе строительной компании «ГРАДЭКО» в 2005 году. «Европлекс» имел собственное производство, работал с профилем PLAFEN, основные заказчики — корпоративные. По информации сайта компании, в 2007 году в Новосибирске работало шесть офисов. На момент закрытия компании (по данным АНО «Ассоциация участников рынка светопрозрачных конструкций») в компании было четыре офиса: три офиса продаж и производство. «Европлекс» прекратил работу в конце лета. Сегодня на телефонные звонки не отвечает ни один из офисов компании. Однако в производственной фирме «ГРАДЭКО» говорят, что «Европлекс» не ушел с рынка, а временно остановил производство. Как отметил коммерческий директор «ГРАДЭКО» Юрий Пятавин (с 3 сентября он стал новым директором компании «Европлекс»), Европлекс был самостоятельной структурой, которая только арендовала оборудование у «ГРАДЭКО». «Сейчас я разбираюсь со сложившейся ситуацией, думаю, к ноябрю что-то станет ясно», — сказал он «КС». Как отмечают участники рынка СПК, прекращение работы не очень большой компании, скорее всего, является подтверждением тенденций, складывающихся на рынке. «Например, с мая этого года в Омске закрылись две компании со средней месячной производительностью не более 3000 кв. м, — рассказывает коммерческий директор ООО «УК «Новолит« Денис Бондарев. — Конечно, истинные причины ухода компании известны только владельцу. Но предполагаю, что сегодняшнее положение на рынке способствовало этому: увеличение себестоимости, незначительный рост цен на конечный продукт, недостаточный сбыт. У многих небольших компаний схожая ситуация. На сегодня стабильным считается предприятие со среднемесячной производительностью не менее 20 000 кв. м, с развитой дилерской сетью, своими отделами частных продаж и корпоративными заказчиками. А для небольших производств сейчас выгоднее покупать и перепродавать готовые изделия». С этим согласен и директор департамента розничных продаж по Западной Сибири ООО «УК «БФК» Виктор Яковенко: «Ситуация на рынке окон из ПВХ последние два года характеризуется снижением темпов роста, жесткой ценовой конкуренцией, избыточным предложением. В 2008 году к особенностям данного рынка добавилась неблагоприятная макроэкономическая ситуация, складывающаяся в России. Поэтому, по моему мнению, компания Европлекс не выдержала конкуренции на оконном рынке Новосибирска. Я думаю, что судьба компании Европлекс постигнет в ближайшее время многих не очень заметных игроков рынка СПК. Более того, при сохранении сегодняшних тенденций на рынке и более крупные компании будут вынуждены реструктуризировать, а возможно, и свернуть полностью свой оконный бизнес». Аналитики также не исключают ухода ряда компаний с рынка СПК или по крайней мере их реорганизации. «Этот рынок уже давно очень конкурентный. И если раньше его быстрый рост оставлял место и для мелких игроков, то в условиях снижения темпов роста, усугубляемого начинающейся стагнацией в строительстве, неизбежен уход части компаний с рынка, — говорит директор исследовательской компании «Сумма технологии» Виктор Гребенников. — Помочь в этой ситуации могут контроль над издержками и качеством продукции, включая сопутствующие услуги дилеров, территориальная экспансия и инвестиции в имидж бренда». «В настоящее время рынок пластиковых окон уже сформирован, на нем четко определены лидеры, — заключает аналитик исследовательской компании «Тайга Research« Надежда Позднякова. — Сейчас возможность роста имеют прежде всего крупные и мощные компании, которые могут инвестировать средства в свое развитие. Что касается компаний второго эшелона, то они в условиях жесткой конкуренции будут либо уходить с рынка, либо могут быть поглощены более крупными компаниями. В ближайшее время разрыв между лидерами и аутсайдерами будет только увеличиваться. Возможно, для небольших компаний будет гораздо перспективнее отойти от массового производства и начать выпуск окон класса люкс. Данная категория окон является более узкой, и в меньшей степени интересна крупным производителям». По материалам Континент Сибирь
|