В автомобилестроении пластмассы занимают устойчивое 2-е место после металлов как материал для изготовления деталей и различных узлов. Это обусловлено комплексом преимуществ, свойственных современным композициям, таким как малый вес, достаточно высокий уровень физико-механических, технологических и функциональных свойств, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий из пластмасс. Кроме того, многие композиции отличаются простотой переработки и утилизации. Основными тенденциями в применении пластмасс являются: • Применение широкого спектра инженерных пластиков для деталей, узлов и агрегатов кузова и двигателя автомобилей с максимальной унификацией гаммы применяемых материалов, связанное с ужесточением международных требований по утилизации и рисайклингу. Таким образом, расширение ассортимента применяемых пластмасс достигается увеличением марочного ассортимента, разработанного на базе одного вида полимера, например, поли-олефинов. • Изменение баланса в сторону применения термопластичных полимеров - ПП-компаундов, АБС-пластиков. Значительный рост применения полиолефинов в последних моделях АВТОВАЗа, и, как следствие, снижение потребления других полимеров - ПК-АБС, ПВХ, ППУ. • Разработка конструкций пластмассовых деталей и узлов двигателя (топливопроводов, впускного коллектора, топливного бака) взамен традиционно используемых металлов с целью снижения веса, исключения коррозии, уменьшения числа операций подсбора и последующего сокращения цикла утилизации отслуживших автомобилей. • Выполнение международных требований по утилизации и рисайклингу, под действие которых попадает и АВТОВАЗ как один из крупных автопроизводите¬лей. Применение экологически чистых материалов без содержания вредных веществ - тяжелых металлов, фенола, использование термопластов взамен традиционно применяемых реактопластов - резины, ППУ. При разработке узлов и материалов для новых моделей и различных комплектаций автомобилей ЛАДА учитываются требования действующих Международных законодательных экологических нормативов и стандартов. При проектировании изделия и принятии решения по выбору конструкции и материа¬лов должны быть приняты во внимание современные экологические требования и критерии в автомобилестроении, обеспечивающие повышение экологической безопасности, удобства и технологичности демонтажа составляющих узлов и компонентов, слива жидкостей, пригодности к вторичной переработке и утилизации деталей и материалов автомобиля. Для этих целей рекомендуется применять материалы с более высоким экологическим приоритетом, для которых уже существуют и применяются технологии вторичной переработки. При выборе полимерных материалов следует пользоваться рекомендациями таблицы приоритетности для экологической безопасности и рисайклинга. Для полимерных компонентов термопласты (полипропилен, полиэтилен, полиамид, поликарбонат, АБС) являются более предпочтительными, чем реактопласты и резины. Приоритетность пластмасс для применения в легковых автомобилях: 1. РР,РЕ 2. PA,ABS,PS,PC,TPU, 3. SMA, ASA, SAN, РММА, POM, PET, PBT, 4. PUR, PVC, SMC, PPO, PF, термопластичные эластомеры 5. Реактопласты 6. Комбинации несовместимых материалов
|