Последние разработки в области создания активной и «умной» упаковки показали, что упаковка играет активную роль в предоставлении информации о свежести содержимого упаковки. Все эти инновации обеспечивают перспективы продолжения роста для рынка пластмассовых продуктов, вступающих в контакт с пищевыми продуктами. В этой быстро развивающейся области законодательные акты в странах Европейского Союза также создаются не менее быстрыми темпами. В странах ЕС дополнительным законодательным стимулом на протяжении последних двадцати лет была необходимость разработки гармонизированного законодательствах стран ЕС, т.е. обеспечение наличия общего набора правил для всех стран ЕС, которые были бы применимы ко всем странам-членам ЕС, что позволило бы исключить технические барьеры, препятствующие торговле. Европейский полномочный орган по вопросам безопасности пищевых продуктов (EFSA) опубликовал даты прекращения действия своего разрешающего перечня для добавок, завершая, тем самым, процесс гармонизации. Для того, чтобы внедрить на рынок стран ЕС пластмассовое изделие, предназначенное для применения, контактирующего с пищевыми продуктами, необходимо рассмотреть несколько законодательных актов. Первым является «рамочное» постановление 2004/1935: Оно возлагает на производителя изделия ответственность за обеспечение отсутствия переноса составных элементов изделия в пищевые продукты в количествах, которые могут (a) представлять угрозу для здоровья человека; или (b) привести к неприемлемому изменению в составе пищевого продукта; или (c) привести к ухудшению органолептических свойств такового (Статья 3). В данном постановлении не указывается, каким образом это должно обеспечиваться, но содержится прямое требование к производителям относительно проведения соответствующих оценок риска и рассмотрения прочих законодательных актов. Хотя эти требования к упаковке для пищевых продуктов представляются очевидными, имеющиеся в настоящее время 27 стран-членов ЕС представляют многочисленные законодательные традиции и разнообразные законы, которые направлены на обеспечение выполнения этих существенных требований. Директива ЕС 2002/72/EC является основным законодательным актом, устанавливающим, какие полимерные ингредиенты могут рассматриваться как безопасные. Эта директива имеет первостепенное значение, поскольку она устанавливает максимальный уровень общей миграции мономеров и добавок, а также частей разрешенных мономеров (для производства полимеров, контактирующих с пищевыми продуктами) и полимерных добавок, а также любые специальные накладываемые на них ограничения. Эти акты носят исключающий характер, поскольку те вещества, которые в них не указаны, не могут быть использованы при производстве пластмасс, контактирующих с пищевыми продуктами (этот список добавок в настоящее время неполный, поскольку добавки, отсутствующие в перечне, но одобренные отдельными странами-членами ЕС, все же могут использоваться, хотя в скором времени эта ситуация изменится). Перечень мономеров представляет собой перечень разрешенных мономеров, а также прочих исходных веществ для производства пластмасс, контактирующих с пищевыми продуктами. Это означает, что пластмассы, контактирующие с пищевыми продуктами, могут производиться только из тех мономеров, которые занесены в перечень: перечень ни в коей мере не касается присутствия остаточных мономеров в готовой упаковке, а лишь мономеров и прочих веществ, которые используются при начале реакции полимеризации. В Директиве 2002/72/EC устанавливается, что общий уровень миграции веществ из пластмассового изделия в пищевой продукт не должен превышать 10 мг/кв. дециметр площади поверхности материала или изделия. Этот так называемый «глобальный» предел миграции относится ко всем мигрирующим веществам, и может выражаться в 60 мг. мигрирующих составляющих на килограмм пищевого продукта для контейнеров и прочих подлежащих заполнению изделий, а также колпачков, прокладок и пробок. |