Что такое контейнеры для кондитерской промышленности Под термоформованным контейнером для кондитерских изделий понимается лоток с крышкой, изготовленный методом формования из жесткой полимерной пленки и предназначенный для упаковки таких изделий, как торт, пирожное, рулет и прочая выпечка. Далее по тексту контейнеры могут именоваться тортницами или пирожницами. Контейнеры отличаются от коррексов, поддонов и лотков следующими признаками: - дизайн носит техногенный характер с элементами художественного оформления, - высокая степень стандартизации, - высокие требования к физико-механическим характеристикам, - высокая степень защиты продукта от внешних механических воздействий, - обязательное наличие крышки, - низкие требования по устойчивости продукта, - применяются для фасовки однородного продукта, - требования к условной герметичности упаковки, - относительно большие геометрические размеры. Главное отличие контейнеров от коррексов и поддонов заключается в наличии крышки, обеспечивающей условную герметичность вложенного в них продукта. Основными потребителями контейнеров являются кондитеры, которые упаковывают в них торты, пирожные, конфеты и подобные кондитерские изделия. Данный вид упаковки вследствие ее адаптации к рынку приобретает все более стандартные размеры. Это приводит к тому, что данный вид упаковки становиться все более универсальным. В то же время к данному виду упаковки, как ни к какому другому, предъявляются высокие требования по эксплуатационным и логистическим характеристикам. Одновременно с этим в качестве обязательного требования выступает его художественное оформление, за счет чего решаются проблемы индивидуализации универсальной упаковки для отдельного потребителя. Контейнеры для упаковывания тортов, занимают отдельную рыночную нишу.
Спрос на тортницы растет и будет расти Прогнозируя спрос на кондитерские контейнеры в последующие несколько лет, необходимо рассмотреть рынок контейнеров для тортов и рынок контейнеров для пирожных в отдельности, поскольку каждый из этих сегментов имеет свои особенности и тренды развития. Контейнеры для тортов Объем потребления пластиковых тортниц в 2006 году составил 7,9 тыс. тонн. На сегодняшний день пластиковая упаковка для торта пользуется наибольшей популярностью по сравнению с картонной коробкой. Однако, несмотря на то, что картонная коробка активно вытесняется пластиковой, картон продолжает занимать довольно крупную долю рынка. Объем производства тортов в России в 2006 году достиг 150 тыс. тонн, что в натуральном выражении оценивается примерно в 250 млн.шт. По оценкам экспертов, в общей структуре производства тортов на долю тортов в коробке приходится до 31%, соответственно, на долю тортов в пластиковом контейнере - 69%. Такое положение дел определяется более низкой ценой картонной тортницы. Диапазон цен на картонную упаковку варьирует в зависимости от емкости от 1-10 рублей за шт., при среднерыночной цене на пластиковый контейнер в 7-14 рублей за шт.. Оценка годовой емкости рынка пластиковых тортниц
Вид упаковки | Объем производства тортов, млн. шт. | Объем потребления упаковки, тыс. тонн. | Пластиковые контейнеры | 180 | 7,9 | Картонные коробки | 80 | 3,5 | Емкость рынка | 260 | 11,4 |
Таким образом, потенциальная емкость рынка пластиковых контейнеров для тортов по состоянию на 2006 год оценивается на уровне 11,4 тыс. тонн. Потенциал для замещения составляет около 3,5 тыс. тонн. Прогноз спроса на контейнеры для тортов О том, каким образом будет в дальнейшем заполняться рынок, можно судить по двум факторам: во-первых, рост внутреннего производства тортов, а, во-вторых, темпы роста замещения картонной упаковки. По оценкам участников рынка, внутреннее производство тортов динамично растет. В последние несколько лет рост держится на уровне 20% в год. В последующие 2 года рост производства сохраниться, а затем, к 2010 году несколько снизится до 10-13%. При этом доля тортов в пластиковой упаковке в общей структуре производства тортов будет увеличиваться на 5-7% ежегодно. Таким образом, к 2010 году спрос на тортницы достигнет тыс. тонн. Ежегодный средний рост составит 29%. В 2007 году возможно увеличение роста спроса на 30%. Доля тортов в пластиковых тортницах к 2010 году достигнет 91%,что на 22% больше уровня 2006 года. Контейнеры для пирожных и прочих кондитерских изделий Развитие рынка пластиковых контейнеров для пирожных и прочих кондитерских изделий связано, прежде всего, с массовым стремлением производителей упаковывать ранее не упаковываемую продукцию (в первую очередь пирожные и выпечку), что в свою очередь связано с динамичным развитием цивилизованной розничной торговли. Помимо непосредственных производителей кондитерских изделий, прямыми потребителями контейнеров являются и сами розничные сети. В 2006 году рост спроса на различного рода контейнеры для пирожных и выпечки составил порядка 40%. Можно прогнозировать, что еще 1-2 года аналогичный рост сохраниться, после чего несколько снизится. К 2010 году спрос на кондитерские контейнеры достигнет 11,9 тыс. тонн. Средний годовой темп прироста составит в период 2007-2010гг 36%. Обобщая вышесказанное, можно получить следующие прогнозные значения спроса для рынка пластиковых контейнеров в целом: Прогноз спроса на кондитерские контейнеры на 2007-2010 гг. Годы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Объем спроса, тыс. тонн | 12,8 | 17,1 | 22,9 | 30,3 | 39,1 | Темпы роста | 1,00 | 1,34 | 1,34 | 1,32 | 1,29 |
Совокупный спрос на пластиковые контейнеры к 2010 году составит 39,1 тыс. тонн, увеличившись по сравнению с уровнем 2006 года примерно в 3 раза. Сегодня в среднем килограмм БОПС ленты дороже ПЭТ примерно на 17% и дороже ПВХ – на 15%. Между тем, по оценкам экспертов, если запустить производство БОПС в России, то БОПС лента будет на 20 – 30% дешевле ПВХ. При таких условиях и бесперебойной поставки БОПС ленты потребителям можно рассчитывать на переход производителей гибкой упаковки из ПВХ на БОПС. Производство тортниц сконцентрировано в Центральной России На территории РФ производством термоформованной упаковки занимаются до 250 предприятий (включая одноразовую посуду). Из них не более 45 специализируются на упаковке для тортов. Многие из оставшихся производителей, занимающихся изготовлением коррексов для конфет, салатниц, блистеров теоретически могут предложить кондитерской фабрике тортницу, либо пирожницу, для этого ей необходимо закупить пресс-форму для соответствующего заказа. Российский рынок кондитерских контейнеров можно охарактеризовать как рынок с довольно высоким уровнем концентрации производства. До 85% рынка забирают 11 производителей. Анализируя конкурентную среду, необходимо, прежде всего, выделить присутствие белорусских производителей на российском рынке. Предложение из Белоруссии на нашем рынке фактически формируют два крупнейших производителя термоформованной упаковки – Амипак и Каштан-Пак. Есть и еще несколько небольших производителей, но объемы их поставок в Россию незначительны. Суммарный объем поставок только для двух крупнейших предприятий составляет порядка 1,8 тыс. тонн в год. Отметим, что Каштан – Пак на 99% работает на российский спрос. Таким образом, на российском рынке на долю белорусских тортниц приходится порядка 14% в общем объеме предложения в тоннажном выражении. Анализируя географическое распределение объемов производства, мы можем сделать вывод, что основной объем производимых кондитерских контейнеров сосредоточен в Центральном регионе. Здесь размещены 15 производителей, обеспечивающие 47% от совокупного объема производства в тоннажном выражении. Остальные регионы производят менее 1 тыс. тонн в год. Таким образом, в настоящее время производство термоформованных контейнеров для кондитерской промышленности отсутствует во многих российских регионах. Между тем, эффект масштаба производства в данной отрасли уступает экономии от размещения поблизости от потребителей. Поэтому региональные производства, ориентированные на местные локальные рынки, будут весьма актуальными. Перспективность подобных производств обуславливается также факторами внешней среды. Во-первых, рынок находится в стадии роста. Появление новых производителей не затрагивает доходность существующих производств. Нет процесса перераспределения рыночных долей, а отсюда, - нет ценовой конкуренции. Во-вторых, на рынке ожидаются технологические внедрения, которые могут изменить существующую конкурентную среду. Речь идет о массовом внедрении БОПС при формовке контейнеров и коррексов. Этот процесс обусловлен выходом на российский рынок внутренних производителей и последующим переизбытком мощностей для производства БОПС. В результате цены на данный материал должны быть ниже, чем на ПВХ и ПЭТ, что должно вызвать перестройку формующих производств. О том, в каких регионах актуальна организация производств кондитерских контейнеров – в отчете маркетингового исследования «Рынок кондитерских контейнеров в России» и «Рынок кондитерских контейнеров в России» и «Анализ спроса на БОПС ленту на российском рынке».
Объем потребления в пересчете на пластиковую упаковку |