Реализация национальных проектов по жилью, здравоохранению, образованию и агропромышленному комплексу без участия химической и нефтехимической промышленности практически не возможна. За последние семь лет объем производства химической продукции увеличился в 1,49 раза. Рост производства в 2006 году составил 4,2% к уровню 2005 года. В январе-июле 2007 года индекс физического объема промышленной продукции в химическом производстве составил 108,4% к соответствующему периоду прошлого года, в производстве резиновых и пластмассовых изделий – 121,5%. По сравнению с январем-июлем 2006 года отмечается увеличение объемов производства по всем видам важнейшей химической продукции. Объем производства химических волокон и нитей в отчетном периоде составил 88,7 тыс. т или 100,6% к январю-июлю 2006 года. За 7 месяцев 2007 года производство полипропилена стало выше уровня семи месяцев 2006 года на 64,7%, полиэтилена – на 17,4%, полистирола – на 11,1%, смолы поливинилхлоридной на 5,8%. Предприятия синтетического каучука в январе-июле 2007 года выпустили 720,2 тыс. т каучука, что составило 103% к январю-июлю 2006 года. В январе-июле 2007 года предприятиями шинной промышленности выпущено шин для грузовых автомобилей 6493 тыс. штук или 106,5% по сравнению с январем-июлем 2006 года, шин для легковых автомобилей 16,3 млн. штук или 105,4% к уровню прошлого года. Объем выпуска соды каустической в отчетном периоде составил 760 тыс. т или 105,7% к соответствующему периоду прошлого года. Все предприятия данной подотрасли работали стабильно. В январе-июле 2007 года произведено минеральных удобрений в количестве 10305 тыс. т или 111,3% к январю-июлю 2006 года. Закупки минеральных удобрений производителями сельхозпродукции за 7 месяцев 2007 года составили 1287 тыс. т, что на 16,5% выше уровня соответствующего периода прошлого года. Одним из основных факторов долгосрочной конкурентоспособности химического комплекса и обеспечения его стратегического развития является инвестиционная активность. В 2005-2007 годах в отрасли были введены ряд химических производств. Из наиболее крупных следует выделить следующие производства: - терефталевой кислоты (мощность 230 тыс. т в год) в ОАО «Полиэф» (г. Благовещенск, Республика Башкортостан); - полистирола и сополимеров стирола (50 тыс. т), изопрена (160 тыс. т) и полипропилена (180 тыс. т) в ОАО «Нижнекаскнефтехим» (г. Нижнекамск, Республика Татарстан); - соды каустической мембранной (150 тыс. т) в ОАО «Саянскхимпласт» (г. Саянск, Иркутская обл.); - полиамида-6 (54 тыс. т) в ЗАО «Куйбышевазот» (г. Тольятти, Самарская обл.); - карбамидно-формальдегидных смол (105 тыс. т) и формалина (75 тыс. т) в ОАО «Акрон» (г. Великий Новгород); - полиэтилена низкого давления за счет реконструкции действующего производства с увеличением выпуска до 510 тыс. т (прирост на 310 тыс. т/год) в ОАО «Казаньоргсинтез» (г. Казань, Республика Татарстан); - метанола (550 тыс. т) в ОАО «Тольяттиазот» (г. Тольятти, Самарская обл.); - формалина (270 тыс. т) в ОАО «Метафракс» (г. Губаха, Пермская обл.); - полипропилена (120 тыс. т) в ООО «Ставролен» (г. Буденновск, Ставропольский край); - спирально-витых и гофрированных труб из полиэтилена (линия по выпуску пластиковых труб диаметром до 1200 мм и мощностью 300 т в месяц) в ЗАО «МКМ» (г. Череповец, Вологодская обл.). Химические и нефтехимические производства относятся к объектам повышенной опасности и подлежат специальному государственному регулированию, направленному на защиту жизни и здоровья человека, на обеспечение промышленной безопасности и охраны окружающей природной среды. Реформа технического регулирования, начатая с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании», потребует в дальнейшем осуществления значительных организационно-технических мероприятий по реализации будущих федеральных законов о технических регламентах в отношении химической продукции и процессов ее производства. В настоящее время Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации ведется работа по подготовке ряда технических регламентов, первоочередным из которых является регламент «О безопасности химической продукции». В дальнейшем технические регламенты должны охватить всю продукцию химического комплекса. 18 декабря 2006 года Европейский Союз принял Регламент (ЕС) №1907/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС, касающийся правил регистрации, оценки, санкционирования и ограничения химических веществ (REACH), учреждения Европейского Агентства по химическим веществам. Регламент направлен на повышение безопасности и конкурентоспособности химической продукции стран ЕС. Для уменьшения потерь российских экспортеров химической продукции в настоящее время разрабатывается соглашение между ЕС и РФ, которое будет способствовать обмену информацией по опасным свойствам химических веществ, взаимному сотрудничеству в проведении исследований их свойств и взаимному признанию результатов этих исследований. Но, конечно, симметричным и наиболее сбалансированным ответом на вызов нового европейского химического законодательства будет являться скорейшее принятие технического регламента «О безопасности химической продукции». Химическая промышленность – это одна из активно развивающихся в последние годы отраслей. Ситуация в ней довольно стабильная, однако уже сейчас можно выделить риски и угрозы, с которыми мы столкнемся в будущем. Прежде всего, они связаны с повышением цен на энергоносители и сырье, вследствие чего существенная часть продукции российской химической промышленности может стать неконкурентоспособной. Поэтому необходимо просчитать различные варианты развития событий в зависимости от принятия тех или иных управленческих решений. Использование традиционных экономико-математических методов прогнозирования в данной ситуации возможно, но далеко не достаточно. Поэтому одним из пилотных проектов, начатых в декабре 2006 года Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в рамках Экспертного клуба, стал форсайт химического комплекса на период до 2020-2030 года. Форсайт – это долгосрочное экспертное прогнозирование, это практика применения всех известных методов прогнозирования, разработки программ развития, «исследований будущего», прогностики в соответствии с определенными принципами. Форсайт – это также и коммуникативная практика. Он предусматривает активное, систематическое обсуждение своей темы максимально широким кругом заинтересованных лиц, создание так называемой «экспертной сети». Главная задача Форсайта - получить исчерпывающий набор сценариев будущего и определить из них наиболее оптимальный. В настоящий момент дорабатывается Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, поэтому есть возможность обсудить с экспертами более широкие вопросы, связанные с выбором основных направлений, уточнением анализа и постановки целей, с технологиями. В рамках Форсайта формируются 8 экспертных групп: по полимерам, минеральным удобрениям, по каучукам и резиновой промышленности, по нефтехимии, химическим волокнам, по малотоннажной и неорганической химии, а также по кадровому обеспечению. В результате работы групп планируется дополнить предлагаемые в стратегии меры промышленной политики и сформировать ряд «сквозных» проектов или программ. В рамках выставки «Химия-2007» Минпромэнерго России провело круглый стол по форсайту «Химический комплекс России: проблемы, перспективы и сценарии развития». Круглый стол станет коммуникационной площадкой для диалога государства, научного сообщества и бизнеса по формированию картины будущего развития отечественной химической и нефтехимической промышленности. В работе круглого стола приняли участие представители Минпромэнерго России, Экспертного клуба Минпромэнерго России, ЗАО «Креон», ЗАО «ФосАгро АГ», МХК «ЕВРОХИМ», ОАО «Сибур Холдинг», ЗАО «ЛУКОЙЛ-нефтехим», ФГУП «ГНИИХТЭОС», ООО «Институт шинной промышленности», ОАО «Институт пластмасс им. Г.С. Петрова», ОАО «НИИ Ярсинтез», «Объединение переработчиков пластмасс России», ОАО «НИИТЭХИМ», ООО «НТЦ «НИИШП», Российского союза химиков, ОАО «ЦНИИТЭнефтехим»,ООО «Колтекс Интернешнл», ФГУП «ИРЕА»,ООО «ГОРХИМПРОЕКТ», РХТУ им. Д.И.Менделеева, журнала «Химия и бизнес», Организационного комитета Программы Элита Российского Химпрома, ООО «СОПКОН-инжиниринг», ОАО «НЕФТЕМАШ-СОПКОН», ОАО «НИИР».
Круглый стол стал площадкой для диалога государства, научного сообщества и бизнеса по формированию картины будущего развития отечественной химической и нефтехимической промышленности. В ходе его работы состоялось обсуждение мер по развитию технологий в химическом и нефтехимическом комплексах, внедрению инновационных технологий, привлечению инвестиций в отрасль, совершенствованию нормативно-правовой базы и другим вопросам, решение которых будет способствовать развитию химической и нефтехимической промышленности России.
Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации; www.chemistry-expo.ru |