ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА Ассортимент Если раньше рынок влажных салфеток состоял преимущественно из детских, то сегодня областей их применения очень много. Поэтому, прежде всего, необходимо определить назначение влажных салфеток, а также широту и глубину ассортимента. Позже это определит выбор материала, его толщины, а также упаковку. Ниже (пункт 1.2) представлены основные сферы применения и назначение влажных салфеток. Пропитка Это очень важный компонент влажных салфеток. Состав пропитки влажных салфеток практически полностью определяется назначением конечного продукта. Рецептура пропитки – коммерческая тайна и разрабатывается индивидуально для каждого предприятия. Каждый вид салфетки имеет свою рецептуру пропитки – антибактериальная, солнцезащитная, увлажняющая, омолаживающая, полирующая. Так, салфетки для дома содержат различные добавки для ухода за мебелью или стеклянной поверхностью, детские салфетки увлажняющий лосьон, медицинские инъекционные – спиртовой раствор. Лосьон могут содержать и косметические салфетки. Сюда же добавляются парфюмерные композиции различной ценовой категории. Наиболее дорогой пропиткой является кремосодержащая пропитка, используемая для детских влажных салфеток или салфеток для снятия макияжа. Материал – основа При производстве влажных салфеток в качестве материала-основы российские изготовители используют разнообразные нетканые материалы, среди которых: термобонд, спанбонд, кемиклбонд, спанлейс, айрлейд. В наиболее дешевых салфетках используются тонкие термоскрепленые полотна (термобонд и спанбонд), а также наряду с ними и химически скрепленные полотна (кемиклбонд). В салфетках высокой ценовой категории применяются уже особо мягкие и более плотные полотна – спанлейс и айрлейд. Рассмотрим данные материалы более подробно. Термобонд (Thermobond) Это нетканое полотно на основе штапельных волокон, чаще всего полипропиленовых или смесовых (вискоза + полипропилен), скрепленных горячими каландрами. Оно очень неплотное и не слишком приятное на ощупь. На основе термобонда изготавливались первые салфетки. Сейчас же, с переходом на более качественные материалы, из него производят салфетки дешевых серий. Материал обладает такими качествами, как неспособность впитывать влагу, а также слабой воздухопроницаемостью. Влажные салфетки на основе термобонда используются главным образом в секторе офисных, хозяйственно-бытовых салфеток, очищающих, а также прединъекционных. Кроме того, салфетки данного типа могут использоваться в «фаст-фуд» индустрии, аэропортах и т.д. При производстве влажных салфеток обычно используется термобонд плотностью 20-23 г/кв.м. Наряду с термобондом в качестве основы для влажных салфеток может использоваться и нетканый материал, изготовленный по технологии спанбонд. На практике эти два материала обычно не различают, поскольку внешне они очень схожи, тем не менее, структура термобонда более рыхлая и соответственно менее прочная. Спанбонд (Spunbond) Спанбонд – технология производства нетканых полотен, при которой холст формируется из тонких непрерывных нитей - филаментов (чаще всего полипропиленовых или полиэфирных), с последующим их скреплением в полотно посредством горячих валов. Нетканые материалы, изготовленные по технологии спанбонд, в отношении рынка салфеток имеют те же свойства и области применения, что и термобонд. Однако на российском рынке влажных салфеток термобонд получил более широкое распространение нежели спанбонд. Спанбонд используется очень редко Кемиклбонд (Chemicalbond) Кемиклбонд – нетканое полотно на основе штапельных волокон, которые затем скрепляются связующими из водных дисперсий полимеров (синтетические и натуральные латексы, дисперсий полимеров, полученных методом вальцевания или замены растворителя). Пропитка холста происходит путем прохождения его через ванну со связующим раствором и дальнейшей сушкой горячим воздухом. Кемиклбонд, также как и спанбонд используется российскими производителями достаточно редко. Более качественным, плотным и приятным на ощупь, но и более дорогим является такой нетканый материал, как «спанлейс». Именно на его основе сделаны все детские салфетки и салфетки для снятия макияжа. Его средняя плотность в салфетках для снятия макияжа составляет от 30 до 50 грамм нам сантиметр, для детских салфеток – от 55 грамм на сантиметр и выше. Спанлейс (Spanlace) Нетканый материал, принцип скрепления которого лежит в переплетении волокон холста водными струями высокого давления. Благодаря пробиванию холста водными струями, получаемый материал становится мягким и более объемным по сравнению с термокреплеными полотнами (термобонд, спанбонд). Кроме того, данная технология придает материалу такие важные для гигиенической промышленности свойства, как воздухопроницаемость и впитываемость. Спанлейс - это наиболее дорогой материал, применяемый при производстве салфеток, поэтому он используется, как правило, для изготовления салфеток высокой ценовой категории. Еще раз повторимся, спанлейс не заменим в секторе салфеток для детской и женской гигиены, косметических салфеток. Состав спанлейса может различаться. Обычно российские производители влажных салфеток используют спанлейс из вискозы с добавлением полиэфира либо полипропилена в соотношении 80/20 или 70/30. В последнее время в мировой практике наблюдается тенденция перехода на спанлейс с использованием хлопка. То есть в состав спанлейса помимо вискозы и полиэфира/полипропилена добавляется еще около 15% хлопкового волокна. Это придает материалу еще большую мягкость. В России еще пока ни один производитель не использует полотно такого качества. Еще один дорогой и мало распространенный нетканый материал, обладающий повышенной мягкостью – айрлейд. Айрлейд (Airlaid) По данной технологии волокна формируются в холст под действием воздушных струй. Используются волокна с разной температурой плавления, а также бикомпонетные волокна на основе вискозы, полипропилена и т. д. При прохождении нагретого воздуха через материал, более легкоплавкая оболочка волокон расплавляется и склеивает волокна с более высокой температурой плавления. Айрлейд – материалы обладают мягкостью и повышенной впитывающей способностью. На российском рынке влажных салфеток данный тип нетканых основ не получил распространения вследствие своей дороговизны. Два российских изготовителя производят на его основе водорастворимую туалетную бумагу. Плотность материала для этих целей составляет 50-55 г/кв.м. Надо заметить, что ведущие зарубежные производители влажных салфеток очень активно используют айрлейд-материалы в качестве основы, хотя в последнее время наблюдается тенденция замещения айрлейда спанлейсом. Формат упаковки влажных салфеток Влажные салфетки могут быть упакованы в жесткую упаковку (пластиковая банка) или в мягкую (многослойная упаковка - ламинат). Ниже рассмотрены основные варианты мягкой упаковки, а также ее размерные варианты.
1. Sachet («саше») – выпускается по одной салфетке в пакетике и используется при производстве следующих видов салфеток:
- гигиенических; - медицинских; - косметических; - салфеток для транспорта и сферы HORECA. 2. Формат карманный «Mini» - выпускается по 10-15 салфеток в пачке.Ипользуются при производстве: - гигиенических; - косметических; - детских; - ветеринарных; - медицинских.
3. Формат карманный «Pocket» - выпускается по 10-15 салфеток в пачке. Используется при производстве: - гигиенических; - косметических; - детских; - офисных; - ветеринарных; - медицинских.
4. Формат карманный «Optimal» - выпускается по 15-20 салфеток в пачке. Применяется при производстве: - гигиенических; - косметических; - детских; - офисных; - ветеринарных; - медицинских. 5. Формат «Travel Large» - выпускается по 20-30 салфеток в пачке. Применяется при производстве следующих видов салфеток: - для дома; - детские; - офисные; - ветеринарные; - медицинские; - автомобильные. 6. Формат «Home Big» - выпускается по 50-80 салфеток в пачке. Используется при производстве салфеток: - детские; - для дома; - ветеринарные; - медицинские.
Размер салфетки Выбор формата упаковки автоматически определяет размер салфетки, а также способ укладки салфетки внутри упаковки. Ниже рассмотрены соотношения форматов упаковки и размера салфетки, а также способы укладки салфетки внутри упаковки. Таблица 1. Соотношения формата упаковки и размера салфетки
Источник: по данным «Московской фабрики влажных салфеток»
Области применения влажных салфеток
Области применения влажных салфеток Сфера потребления | Назначение | личная гигиена | детские салфетки | снятие макияжа | маски | омолаживающие | интимная гигиена | дезодорирующие | солнцезащитные | для снятия лака с ногтей | | автозагар | дом | протирка стекол | для ухода за мебелью | уход за половым покрытием | удаление известкового налета на кухне и ванной комнате | мытье посуды | для уборки в холодильнике, микроволновой печи, духовке | уход за коженными вещами и мебелью | удаление пыли с мониторов и экранов телевизоров | уход за оптикой и очками | уход за комнатными растениями | уход за обувью | пятновыводитель | офис | протирка мониторов | протирка ж/к мониторов | для очистки CD и DVD | очистка мобильных телефонов | ветеринарные | уход за ушами животных | уход за глазами животных | интимная гигиена животных | уход за лапами животных | уход за шерстью животных | медицинские | для инъекций | антибактериальные для ран | антимикробные для инструментов | остановка кровотечения | первая помощь при ожогах | противовоспалительные от насморка | автомобиль | уход за интерьером авто | для стекол, зеркал и фар | антибактериальные для рук | для полировки кузова авто | а также | универсальные | для похудения |
Источник: по данным АКПР Прогноз спроса В целом рынок влажных салфеток в течение 2007-2015 гг. увеличится почти в пять раз. При этом до 2011 г. темп роста потребления составит 28-30% годовых, а в последующие несколько лет не превысит 16%. В течение анализируемого периода наиболее стремительные темпы потребления будут отмечены в сегменте универсальных влажных салфеток, косметических, гигиенических и хозяйственно-бытовых. Среднегодовой темп прироста составит 22-23%. Влажные салфетки для офиса и автомобильные будут расти в среднем на 14% в год. При этом в обоих случаях до 2010 г. темпы прироста будут гораздо выше, чем в 2013-2015 гг., что будет связано с постепенным насыщением рынка данной продукцией. На сегодняшний день на российском рынке существует определенный дефицит предложения влажных салфеток. Особенно остро эта проблема стоит в регионах (за исключением Центрального и Северо-Западного), в которых отсутствуют производственные мощности. В тоже время спрос со стороны основных потребительских сегментов на влажные салфетки на российском рынке растет очень стремительно. В отношении перспективности отдельных сегментов следует отметить, что на фоне продолжающего роста спроса на детские салфетки все большую популярность приобретают косметические и универсальные. Косметическое направление обладает достаточно большим потенциалом в России. Сегодня в рамках этого направления российский потребитель знает лишь салфетки для снятия макияжа, тогда как большинство зарубежных компаний предлагают маски-салфетки, омолаживающие влажные салфетки, против угревой сыпи, двойного действия для умывания и т.д. Что же касается универсальных салфеток, то, основываясь на мировой опыт, их доля в течение ближайших 6-8 лет существенно увеличится (с 8,6% до 23%). Это связано с более серьезным отношением и пониманием важности гигиены в нашей жизни. Влажные салфетки для интимной гигиены – отдельная разновидность, которая еще совсем недавно была чужда российскому потребителю. Сегодня спрос на данный вид салфеток присутствует не только со стороны женской половины человечества, но и с мужской, что создает дополнительный потенциал для развития этого сегмента. Следует отметить, что внимание мужчин к своей внешности замечено ведущими производителями косметики далеко не вчера. Именно по этой причине во многих мужских сериях помимо геля для бритья и лосьона после бритья появились гели для умывания, освежающие или омолаживающие кремы, гоммажи, эксфолианты, а теперь и влажные салфетки с ароматом любимой серии. Поэтому предложение косметических и гигиенических влажных салфеток не должно быть направлено только на женщин. В числе стремительно растущих сегментов можно будет выделить и влажные салфетки хозяйственно-бытового назначения. Ритм нашей жизни постоянно ускоряется. Сегодня современная женщина является одновременно деловой женщиной и домохозяйкой. Для того, чтобы успеть построить карьеру и содержать дом в чистоте и порядке, необходимы универсальные решения. На кухне, при приготовлении блюд, такими решениями стали полуфабрикаты или уже готовые блюда в супермакетах. Однако, убирая дом, женщине некогда возиться с кучей пены от чистящего средства. Необходимо что-то, чем можно провести по плите и чисто. Всем вышеперечисленным требованиям отвечают влажные салфетки хозяйственно-бытового назначения, что и провоцирует спрос на них со стороны современного общества. На диаграмме представлен прогноз спроса на влажные салфетки по потребительским сегментам. Подробнее – в отчете Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок влажных салфеток в России».
Источник: Академия Конъюнктуры Промышленных Рынков |