ГЛАВА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИМЕНЕНИЕ СУКЦИНИМИДНЫХ ПРИСАДОК 1.1. Свойства и технические характеристики сукцинимидных присадок Современное развитие моторостроения, широкое применение высокопроизводительных машин и механизмов было бы невозможным без использования высококачественных смазочных масел. Основные требования к маслам направлены на поддержание высокого уровня их функциональных свойств, таких как: − снижение затрат энергии, расходуемой на преодоление сил трения при эксплуатации техники; − отвод тепла от нагретых деталей в широком диапазоне термомеханических нагрузок и скоростей перемещения трущихся поверхностей; − сохранение физико-химической стабильности под воздействием внешних условий; − совместимость с конструкционными материалами и обеспечение экологической безопасности при эксплуатации. Моторное масло в современной химмотологии рассматривается как элемент конструкции двигателя внутреннего сгорания, и тенденции в двигателестроении диктуют условия производителям смазочных материалов. Это приводит к внедрению новых решений в технологии производства базовых масел и функциональных присадок. В настоящее время содержание присадок в моторных маслах составляет от 12 до 20% масс. Как правило, состав присадок к современным маслам зависит от их функционального предназначения. К основным типам присадок относятся: диспергирующие, моющие (детергенты), загущающие (или вязкостные), депрессорные, противопенные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные и антифрикционные. Диспергирующие присадки являются основными элементами в композициях присадок. Их доля составляет половину от всех имеющихся присадок в смазочном масле. Они увеличивают дисперсность (от лат. dispersio – рассеяние) попадающих в смазочные масла нерастворимых загрязнений, позволяют стабилизировать образующуюся суспензию. Поверхность деталей двигателя предохраняется от отложений нерастворимых загрязнений (продукты неполного сгорания топлива, частицы нагара и другие вещества) за счет диспергирования последних в масле, что не позволяет образовываться осадку из данных компонентов. Диспергирующие присадки сходны по строению с моющими присадками, обладают моющими свойствами, но чаще всего не содержат металлы и являются беззольными. Во время работы двигателя диспергирующая способность смазочного масла, как правило, снижается. Основной класс диспергирующих присадок, получивший широкое распространение, представлен сукцинимидными присадками. Сукцинимидом называется имид янтарной кислоты (НООС–СН2–СН2–СООН). Отличительная особенность сукцинимидных присадок заключается в их эффективном диспергирующем действии, значительно более высоком, чем диспергирующее действие моюще-диспергирующих присадок других типов. Стоит отметить, что сукцинимидные присадки относятся к категории Low SAPS (Low-Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur), т.к. не содержат металлы, серу и фосфор. Диспергирующие присадки данной категории обладают несомненным преимуществом, поскольку металлсодержащие продукты сгорания (так называемая «зола») засоряют фильтры, фосфори серосодержащие производные деактивируют каталитические нейтрализаторы. Сукцинимидные присадки получают конденсацией полиолефинов (преимущественно полиизобутиленов молекулярной массы 1000-2500) или их галогенпроизводных с малеиновым ангидридом и дальнейшей обработкой полученных производных янтарного ангидрида аминами различного состава и строения. Предпочтение отдается полиалкенполиаминам. Однако сукцинимиды имеют и ряд недостатков. В частности, они вызывают повышение коррозии медных деталей подшипников за счёт комплексообразования ионов меди с аминогруппами сукцинимида. Кроме того, сукцинимидные присадки отрицательно влияют на противозадирные свойства моторных масел. Исключить это влияние можно введением в масло соединений серы, фосфора, бора, сульфидов молибдена, моно- и диангидридов ароматических кислот. 1.2. Применение сукцинимидных присадок Сукцинимиды — это беззольные полимерные химические вещества, используемые в качестве присадок в моторных маслах для удержания осадка, сажи, продуктов окисления и других предшественников отложений, диспергированных в моторном масле, чтобы эти побочные продукты нагрева и сгорания не оседали на ключевых деталях двигателя и не наносили им вреда. |