При этом Sollers-Ford планирует инвестировать 1,2 миллиарда долларов и выпускать в год 300 тысяч автомобилей. «АвтоВАЗ», Renault-Nissan, «Ижавто» и КАМАЗ вложат до 2 миллиардов долларов и произведут свыше 500 тысяч автомобилей в год. General Motors заявил, что инвестирует в расширение и модернизацию мощностей около $1 млрд, а Volkswagen – $900 млн. Кроме того, GM намерен расширить свой завод под Санкт-Петербургом. При этом концерны должны расширить существующее производство и построить новые линии для производства двигателей. Комментируя подписание соглашений о промсборке, директор департамента особых экономических зон и проектного финансирования МЭР Дмитрий Левченков напомнил, что согласно договоренностям по вступлению России в WTO инвестсоглашения должны были быть подписаны до 1 июня 2011 года. В марте было подписано 6 меморандумов о намерениях работать в рамках нового режима промсборки. В результате, по словам Левченкова, было подписано 4 соглашения. Отказалась от подписания инвестсоглашения компания Magna, так как компания уже не планирует сборку автомобилей на территории РФ. Как заверил чиновник Минэкономразвития, до конца недели планируется подписать соглашение с Fiat, но на основе старого соглашения о промсборке, расширенного рядом обязательств, в том числе по объему мощностей – 120 000 автомобилей в год (по старому режиму промсборки достаточно было обеспечить мощности в 25 000 автомобилей в год). Планируемый объем инвестиций составит $1,1 млрд. При этом у компании повышенные показатели по уровню локализации, и необходимо построить завод по производству двигателей. Fiat может выпускать до 8 моделей. Чиновники Минпромторга и МЭР так торопились заключить судьбоносное соглашение, что закрыли глаза на то, что автопроизводители сами еще не определились, где именно построят новые производственные площадки. Однако МЭР это не тревожит, ведь невыполнении условий соглашения, включая сроки модернизации производства и строительство новых заводов, повлечет расторжение договора. И компаниям придется платить пошлины за ввоз комплектующих в полном объеме. Любопытно, что некоторые из автогигантов попытались выторговать себе условия повыгоднее. В частности, концерн Volkswagen потребовал от российского правительства пересмотреть новый режим промсборки. В частности, руководство немецкого концерна не согласились с новыми требованиями, ограничивающими объем производства по методу крупноузловой сборки до 5% от общего количества выпускаемых машин. Немцы хотели, чтобы эта доля составляла 30% или ее вовсе не было. Также Volkswagen смущало правило, что 30% автомобилей должны оснащаться моторами российского производства. Корень недовольства, само собой, лежал в деньгах - объем будущих вложений в завод по производству двигателей составляет около 300 млн евро. При этом, по мнению немецких партнеров, производить двигатели в Европе выгоднее. Но и Минпромторг, и Минэкономразвития проявили редкое единодушие и зарвавшимся немцам отказали. Теперь, скорее всего, Volkswagen выполнит требование о расширении мощностей в сотрудничестве с одним из российских производителей, а также на своем заводе в Калужской области. Другие автопроизводители, уже работающие в России, по-разному отнеслись к предложению чиновников вложиться в новые мощности. Новый режим промсборки предполагает увеличение минимального объема производства по полному циклу до 300 тысяч машин в год для нового завода и до 350 тысяч для действующего. Вместе с тем, 30% выпускаемых автомобилей необходимо оснащать двигателями и коробками передач отечественного производства. Mazda заявила, что увеличение объемов выпуска машин возможен при наличии в линейке дешевой модели, зачастую презентуемой как «собранной специально для России». В концерне заявили, что не будут делать такой автомобиль, а сконцентрируются на повышении качественного восприятия бренда и возможности организовать локальное производство в России. «Сверхбюджетные модели размывают бренд. У покупателей появляется ассоциация марки с менее качественными и менее комфортными автомобилями», - пояснили в Mazda. При этом дешевые машины дают увеличение продаж в итоговых отчетах. Выпуск легковых автомобилей иностранных марок в России за январь-март 2011 года вырос на 97,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 213 тыс. 350 единиц. По данным консалтинговой компании «АСМ-Холдинг», компании, работающие в режиме промсборки, произвели за отчетный период 131 тыс. 189 автомобилей (+68,6%). Как ранее сообщал «Гудок», Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) подвел итоги продаж в России за 2010 год. Председатель комитета Дэвид Томас заявил, что продажи легковых и легких коммерческих автомобилей за отчетный год выросли на 30% и составили 1,91 млн штук. Это крайне позитивный показатель в сравнении с депрессивным «посткризисным» 2009-м (1,46 млн единиц). Самой популярной отечественной моделью, согласно статистике АЕБ, в 2010 году в России стала «классика» ВАЗ, а среди иномарок вырвался на первое место Ford Focus. В 2009 году лидировал Renault Logan. Режим промсборки, закрепленный в действующем соглашении позволяет иностранным автопроизводителям без уплаты таможенных пошлин ввозить компоненты для производства автомобилей в России. Сроки уже заключенных соглашений истекают в 2014-2015 годах. Государство не захотело их продлевать, предложив автозаводам более жесткие условия. Теперь автоконцерны должны выпускать 300 тыс. автомобилей в год по полному циклу для нового завода и 350 тыс. для действующего не позднее чем через четыре года после вступления соглашения в силу. Объем крупноузловой (отверточной) сборки не может превышать 5% мощностей. Уровень локализации производства после 6 лет для новых заводов должен составлять от 55%, для существующих – от 60%. Автор: Елена Юрьева Гудок |