…Ради спасения российского автопрома чиновники готовы пожертвовать 40 млрд евро и ограничить российского потребителя в выборе… Очередная, уже третья по счету концепция развития отечественного автопрома должна быть принята до конца 2009 года. Ее проект, обсуждающийся в правительстве, в отличие от предыдущих модернизаций, имеет мобилизационный характер и не только требует качественного рывка, но и вытеснит с рынка некоторых игроков. Последнее обстоятельство может оказать негативное влияние на планы многих секторов российского автобизнеса, в том числе и на перспективы петербургского автокластера. По оценке разработчиков концепции, более 1,5 трлн рублей, из которых 75% – прямые государственные расходы, должны к 2020 году с вероятностью 50% превратить Россию из импортера в крупного экспортера автомобилей. Средства планируется потратить на реструктуризацию и строительство новых мощностей по выпуску автомобилей и комплектующих, а также на НИОКР новых платформ и моделей. То есть как раз на те стадии, в которых результаты освоения средств принимаются чиновниками, а не оцениваются рынком и потребителями. В качестве одного из разработчиков концепции выступает иностранный консультант – американская компания Boston Consulting Group (ВСG), которая несколько лет назад совместно с Минэкономразвития готовила программу развития туризма в Санкт-Петербурге. Однако активное участие в подготовке концепции приняли и лоббисты российского автопрома. Об этом свидетельствует выбор инструментария для реализации концепции, где присутствуют традиционные для российских лоббистов бюджетные инвестиции и ограничения конкуренции. Приглашение иностранной компании должно было «освятить» программу развития российского автопрома сокровенным зарубежным опытом, к чему так чувствительны российские чиновники. Однако лоббистский потенциал концепции спрятать не удалось, а участие ВСG за счет многовариантности сценариев и проработки деталей привнесло в нее лишь иностранный акцент. Засучивают рукава В ноябре 2009 правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым несколько раз обсуждала новую концепцию развития отечественного автопрома до 2020 года. Ее цель достаточно амбициозна – сделать автопром локомотивом модернизации, обеспечивающим экспорт более 1 млн автомобилей в год и рост доли отрасли в структуре ВВП с нынешних 0,98 до 3,28% при неизменном количестве работников. Предварительный вариант программы по заказу Минпромторга подготовлен экспертами BCG. На основе анализа показателей работы автопрома в шести странах – России, Бразилии, Китае, Индии, США и Германии – эксперты сделали неутешительный вывод о том, что производительность российского автопрома в разы ниже, чем в любой из этих стран, а его продукция практически неспособна конкурировать с импортной. На базе проведенного анализа определены три основных сценария трансформации отрасли и предложен инструментарий для их реализации. До конца 2009 года рабочая группа, состоящая из чиновников и экспертов, должна детализировать концепцию и наметить конкретный план ее реализации. Консультанты предложили реорганизовать рабочую группу, наделив ее исполнительными полномочиями и ответственностью за принимаемые решения. Так сделано в США, где аналогичная группа чиновников и экспертов оперативно спасает американских автопроизводителей. Полномочия группы должны быть достаточно основательны, так как в ее задачи входят разработка стратегий для производителей автомобилей и компонентов и решения по инвестициям и внесению изменений в условия работы всех игроков российского рынка. Поскольку рекомендованная в качестве основной стратегия – создание крупного национального игрока с приличным экспортным потенциалом – предусматривает ряд достаточно радикальных мер. Русский выбор Разработчики концепции рассматривали четыре сценария. Один из них – закрытый рынок – признан нереалистичным и детально не прорабатывался. Два других – эволюционный (оставить все как есть) и партнерский (ограничиться созданием совместных производств, работая на внутренний рынок) – не требуют от государства больших инвестиций. Однако, по мнению разработчиков, эти пути приведут к ликвидации отечественного автопрома как самостоятельного бизнеса, окончательному развалу производства комплектующих и превращению России в площадку для сборки машин по контрактам. Одна из главных причин отсутствия в стране крупных современных производств и плачевного состояния автопрома – дробность российского рынка из-за чрезмерного количества представленных марок, считают эксперты. Реализация программы промышленной сборки еще больше усиливает дробление рынка, как и появление большого числа мелких производителей комплектующих. При этом крупным производителям автокомпонентов российский рынок по-прежнему неинтересен. Выход видится в создании игрока с объемами производства около 3 млн автомобилей в год. Чтобы в России появился столь крупный независимый консолидированный производитель, остальным игрокам будет предложено потесниться. Для этого предполагается ограничить объемы крупноузловой сборки, ужесточить требования и ограничить время на локализацию действующих сборочных производств как иностранных автопроизводителей, так и контрактных сборщиков. Чтобы вырастить лидера, придется потратиться не только бюджету и бизнесу, но и потребителям. Высокие пошлины на ввоз иномарок и части комплектующих, стимулирующие производство автомобилей и комплектующих в России, должны действовать до 2016 года. Сами разработчики оценивают шансы на успех этой стратегии как 50 на 50, но готовы рискнуть и предлагают налогоплательщикам и бизнесу выложить за 10 лет 40 млрд евро на концентрацию производства и создание новой системы изготовления автокомпонентов. Большая часть этих средств – около 29 млрд евро – должна поступить из бюджета. Государству предлагается повторить китайский опыт – диктовать условия создания СП с зарубежными производителями, рассматривая бюджетные инвестиции как весомый аргумент в торге с заинтересованными зарубежными автопроизводителями. Узнаем по походке Чтобы понять, кто же станет выгодоприобретателем столь масштабных преференций, достаточно сравнить основные положения концепции с содержанием многочисленных коллективных челобитных АвтоВАЗа, ГАЗа, КамАЗа и некоторых других компаний российского автопрома. Под предлогом кризиса они не прочь не только получить компенсацию текущих убытков, но и, вооружившись лозунгом «Россия – вперед», встроиться в заявленную на высоком уровне программу модернизации. Остальным игрокам российского автопрома и автобизнеса, которые сегодня испытывают большие трудности, придется потесниться. Если предлагаемая программа будет принята, она может повлиять на планы многих производителей. Это не может не тревожить: некоторые положения концепции могут помешать развитию того же петербургского автокластера (на который сегодня возлагаются большие надежды), ведь настоящий бизнес осторожен и старается, в отличие от консультантов и российских чиновников, лишний раз не рисковать. Дилерскому бизнесу тоже придется подстраиваться, пересматривать портфель брендов. Российским потребителям, которые только начали приобщаться к возможности выбора автомобилей по своему вкусу и кошельку, новая концепция обещает дополнительные расходы и ограничение выбора. Вряд ли это им понравится, так как до сего дня у них было мало оснований как для потребительского патриотизма, так и для надежд на то, что деньги налогоплательщиков действительно будут потрачены на создание конкурентоспособного национального автопрома. По материалам:«Эксперт Северо-Запад» Ознакомиться с российским рынком полиамидов, одним из крупнейших потребителей которых является автопром, Вы можете в исследовании «Анализ рынка полиамидов в России в 2008-2009 гг.»
|