Новые технологии переработки пластмасс
ПОИСК    
На главную
НАВИГАЦИЯ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

  Новинки
  Технологии

ПОДБОР ОБОРУДОВАНИЯ

  Блоги производителей
  Поставщики
  Производители

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

  Мнения и оценки
  Новости и статистика

СОТРУДНИЧЕСТВО

  Реклама на сайте
  Для авторов
  Контакты

СПРАВОЧНАЯ

  Классификатор продукции
  Термопласты
  Добавки
  Процессы
  Нормы и ГОСТы
  Классификаторы
ОБЗОРЫ РЫНКОВ
  • Анализ рынка сывороточного протеина в России
  • Исследование рынка кормовых отходов кукурузы в России
  • Исследование рынка крахмала из восковидной кукурузы в России
  • Исследование рынка восковидной кукурузы в России
  • Анализ рынка сорбиновой кислоты в России
  • Исследование рынка силиконовых герметиков в России
  • Исследование рынка синтетических каучуков в России
  • Анализ рынка силиконовых ЛКМ в России
  • Исследование рынка рынка силиконовых эмульсий в России
  • Анализ рынка цитрата кальция в России
    Все отчеты
    Другая продукция

    Отраслевые обзоры
    Главная  >   Обзоры рынков  >  Другая продукция  >   Анализ рынка смазочных масел в России

    Анализ рынка смазочных масел в России

    Год выхода: 2024      Количество страниц 135      Стоимость 64000 руб.
    Оглавление  /  Список таблиц и диаграмм  /  Демо-версия  /  

    ГЛАВА 1. КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ

    Различают нефтяные (минеральные) и синтетические смазочные масла, используемые в качестве смазочных материалов. Нефтяные масла представляют собой жидкие смеси высококипящих углеводородов (tкип. 300-600 °С). Получают дистилляцией нефти или удалением нежелательных компонентов из гудронов. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, смазочно-охлаждающие и гидравлические жидкости и пр.

    Смазочные материалы классифицируются на группы в зависимости от следующих признаков: происхождение или исходное сырье для получения; внешнее состояние; назначение. По происхождению или исходному сырью различают такие смазочные материалы:

    – минеральные, или нефтяные, являются основной группой выпускаемых смазочных масел (более 90 %). Их получают при соответствующей переработке нефти. По способу получения такие материалы классифицируются на дистиллятные, остаточные, компаундированные или смешанные;

    – растительные и животные, имеющие органическое происхождение. Растительные масла получают путем переработки семян определенных растений. Наиболее широко в технике применяются касторовое масло.

     – животные масла вырабатывают из животных жиров (баранье и говяжье сало, технический рыбий жир, костное и спермацетовые масла и др.).

    – органические, масла по сравнению с нефтяными обладают более высокими смазывающими свойствами и более низкой термической устойчивостью. В связи с этим их чаще используют в смеси с нефтяными;

    – синтетические, получаемые из различного исходного сырья многими методами (каталитическая полимеризация жидких или газообразных углеводородов нефтяного и ненефтяного сырья; синтез кремнийорганических соединений – полисиликонов; получение фтороуглеродных масел). Синтетические масла обладают всеми необходимыми свойствами, однако, из-за высокой стоимости их производства применяются только в самых ответственных узлах трения.

    По внешнему состоянию смазочные материалы делятся на:

     – жидкие смазочные масла, которые в обычных условиях являются жидкостями, обладающими текучестью (нефтяные и растительные масла);

    – пластичные, или консистентные, смазки, которые в обычных условиях находятся в мазеобразном состоянии (технический вазелин, солидолы, консталины, жиры и др.). Они подразделяются на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и др.;

    – твердые смазочные материалы, которые не изменяют своего состояния под действием температуры, давления и т. п. (графит, слюда, тальк и др.). Их обычно применяют в смеси с жидкими или пластичными смазочными материалами.
    По назначению смазочные материалы делятся на масла:

    – моторные, предназначенные для двигателей внутреннего сгорания (бензиновых, дизельных, авиационных);

    – трансмиссионные, применяемые в трансмиссиях тракторов, автомобилей, комбайнов, самоходных и других машин;

    Эти два типа масел иногда объединяют термином «транспортные масла».

    – индустриальные, предназначенные главным образом для станков;

    – гидравлические для гидравлических систем различных машин;

    Также выделяют компрессорные, приборные, цилиндровые, электроизоляционные, вакуумные и др. масла.

    Настоящее исследование посвящено, в первую очередь, минеральным (нефтяным), а также синтетическим и полусинтетическим маслам. Для избежания в дальнейшем разночтений, нами принята следующая классификация масел.

    В первую очередь – это моторные масла. Особая группа масел, относящаяся к моторным маслам – авиационные масла, которым уделено отдельное внимание. Помимо авиационных, из моторных масел условно выделяют автомобильные масла и дизельные масла. То есть, совокупность авиационных автомобильных и дизельных масел и есть моторные масла. Из дизельных масел отдельно мы выделили и рассмотрели зимние дизельные масла. Кроме того, из дизельных масел мы выделили масла групп Г, Д, Е.

    Следующая группа масел – трансмиссионные масла. Иногда моторные и трансмиссионные масла объединяют под термином «транспортные масла». Мы не будем следовать этой классификации. Отдельно нами будут также представлены индустриальные, гидравлические и компрессорные масла. Особо нами была рассмотрены базовые группы масел. Все другие масла мы объединили под термином «прочие масла».

    В процессе подготовки исследования мы постарались максимально приблизить предмет анализа и представить показатели относительно основных марок масел. С их представления технических характеристик их мы и начнем.

    1.1. Физико-химические свойства масел

    Для каждого из типов масел, в зависимости от назначения, важны отдельные характеристики. Здесь мы представим основные.

    Вязкость является одной из важнейших характеристик смазочных масел, определяющих силу сопротивления масляной пленки разрыву. Чем прочнее масляная пленка на поверхности трения, тем лучше уплотнение колец в цилиндрах, в частности для моторных масел, меньше расход масла на угар. В соответствии с нормативнотехнической документацией вязкостно-температурные свойства моторных масел оцениваются индексом вязкости.

    Вязкость динамическая – это сила сопротивления двух слоев смазочного материала площадью 1 см2, отстоящих друг от друга на расстоянии 1 см и перемещающихся один относительно другого со скоростью 1 см/с. Вязкость кинематическая определяется как отношение динамической вязкости к плотности жидкости.

    Индекс вязкости – относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры. Индекс вязкости рассчитывают по значениям кинематической вязкости при 40 и 100 °С или находят по таблицам. Вязкостно-температурные свойства масел оценивают также по кинематической вязкости при низкой температуре (0 и –18 °С).

    Кинематическая вязкость моторных масел, используемых в смазочных системах автомобильных двигателей, равна 4-14 мм2/с при 100 °С. С понижением температуры она быстро увеличивается, достигая при –18 °С значения 10000 мм2/с и более. Масла с кинематической вязкостью 4-8 мм2/с используют в зимнее время, с вязкостью 10-14 мм2/с – летом.

    Температура застывания – это предельная температура, при которой масло теряет подвижность. Масла, имеющие температуру застывания –15 °С и выше, относятся к летним. Если же температура застывания –20 °С и ниже, то масла относятся к зимним. Температура застывания в какой-то мере характеризует предельную температуру, при которой возможен запуск охлажденного двигателя. Однако, температура запуска двигателя на холоде зависят не столько от температуры застывания масла, сколько от величины его вязкости при данной температуре.

    Противоизносные свойства характеризуют способность масла уменьшать интенсивность изнашивания трущихся деталей, снижать затраты энергии на преодоление трения. Эти свойства зависят от вязкости и вязкостно-температурной характеристики, смазывающей способности и чистоты масла. Моюще-диспергирующие свойства подразделяются на моющие и диспергирующие свойства. Моющие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя и противостоять лакообразованию на горячих поверхностях, а также препятствовать прилипанию углеродистых соединений. Диспергирующие свойства характеризуют способность масла препятствовать слипанию углеродистых частиц, удерживать их в состоянии устойчивой суспензии и разрушать крупные частицы продуктов окисления при их появлении.

    Противоокислительные свойства определяют стабильность масла, от которой зависит срок работы масел в двигателях, характеризуют их способность сохранять первоначальные свойства и противостоять внешнему воздействию при нормальных температурах. Стойкость моторных масел к окислению повышается при введении антиокислительных присадок.

    Коррозионная активность всех масел зависит, прежде всего, от содержания в них сернистых соединений, органических и неорганических кислот и других продуктов окисления. В лабораторных условиях антикоррозионные свойства моторных масел оценивают по потере массы свинцовых пластин (в расчете на 1 м2 их поверхности) за время испытания при температуре 140 °С.

    Коррозионный износ деталей определяется также исходным значением щелочности и скоростью ее изменения. Чем больше проработало масло, тем ниже становится показатель щелочности. Поэтому показатель щелочности вводится в число показателей качества масла. Зольность масла позволяет судить о количестве несгораемых примесей в маслах без присадки, а в маслах с присадками – о количестве введенных зольных присадок. Зольность определяют в лабораторных условиях и выражают процентным отношением образовавшейся золы к массе пробы масла, взятой для анализа. Зольность масел, не содержащих присадок, не превышает 0,02-0,025 % по массе. У масел с присадками зольность не должна быть менее 0,4%, а у высококачественных марок масел не менее 1,15-1,65 % по массе.

    Содержание механических примесей и воды. Механических примесей в маслах без присадок не должно быть, а в маслах с присадками их значение не должно превышать 0,015% по массе, причем механические примеси не должны оказывать абразивного действия на трущиеся поверхности. Вода в моторных маслах должна отсутствовать. Даже небольшое количество воды вызывает деструкцию присадок, происходит процесс шламообразования.

    Присадки применяются для придания маслам новых свойств или изменения существующих. Присадки подразделяют: на антиокислительные – повышают антиокислительную устойчивость масел; противокоррозионные – защищают металлические поверхности от коррозионного воздействия кислото- и серосодержащих продуктов; моюще-диспергирующие – способствуют снижению отложений продуктов окисления на металлических поверхностях; противоизносные, противозадирные и антифрикционные – улучшают смазочные свойства масел; депрессорные – понижают температуру застывания масел; антипенные – предотвращают вспенивание масел.

    В настоящем исследовании будет представлена в том числе информация о производстве основных типов присадок на предприятиях.

    1.2. Классификация и свойства моторных масел

    В основу классификации моторных масел в России по ГОСТ 17479.1–85 положены два характерных признака: кинематическая вязкость и качественный уровень, определяемый как сумма важнейших эксплуатационных свойств. По вязкости масла подразделяются на три класса: летние, зимние, всесезонные. Летние масла нормируются значением кинематической вязкости при +100 °С, зимние – при +100 °С и –18 °С. Всесезонные масла обозначаются дробью, в числителе указывается класс вязкости зимнего, а в знаменателе – летнего масла. Система обозначений моторных масел включает несколько знаков: букву М (моторное), цифру, характеризующую класс кинематической вязкости, и букву, обозначающую принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам. Дробные цифры в числителе указывают класс вязкости масла при –18 °С, а в знаменателе – класс вязкости при 100 °С. Цифры у букв обозначают следующее: индекс "1" присваивают маслам для бензиновых двигателей, "2" – для дизельных. Универсальные масла, предназначенные для использования как в дизелях, так и в бензиновых двигателях одного уровня форсирования, индекса в обозначении не имеют. Универсальные масла, принадлежащие к разным группам, имеют двойное обозначение, в котором первое характеризует качество масла как дизельного, второе – как бензинового. В необходимых случаях применяют дополнительные индексы: "рк" – рабоче- консервационные масла; "цл" – для циркуляционных и лубрикаторных смазочных систем; "3" – масло, содержащее загущающую присадку; "20", "30" – значение щелочного числа.

    В таблице ниже представлены классы кинематической вязкости моторных масел.

    Таблица 1.1

    Классы кинематической вязкости моторных масел

    Класс вязкости

    Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре

    100˚ C

    -18˚ C, не более

    Зимние классы

    не менее 3,8

    1250

    не менее 4,1

    2600

    не менее 5,6

    6000

    не менее 5,6

    10400

    Летние классы

    6

    5,6-7

    -

    8

    7-9,5

    -

    10

    9,5-11,5

    -

    12

    11,5-13

    -

    14

    13-15

    -

    16

    15-18

    -

    20

    18-23

    -

    Всесезонные классы

    3з/8

    7-9,5

    1250

    4з/6

    5,6-7

    2600

    4з/8

    7-9,5

    2600

    4з/10

    9,5-11,5

    2600

    5з/10

    9,5-11,5

    6000

    5з/12

    11,5-13

    6000

    5з/14

    13-15

    6000

    6з/10

    9,5-11,5

    10400

    6з/14

    13-15

    10400

    6з/16

    15-18

    10400

    Также, в зависимости от назначения, типа двигателя и эксплуатационных свойств моторные масла подразделяют на группы. В таблице ниже представлено это распределение.

    Таблица 1.2

    Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам

    Группа масел

    Рекомендуемая область применения

    А

    Нефорсированные бензиновые и дизельные двигатели

    Б

    Б1

    Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях способствующих образованию высокотемпературных отложений и коррозии

    Б2

    Малофорсированные дизельные двигатели

    В

    В1

    Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, способствующих окислению масла и образованию всех видов отложений

    В2

    Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к противокоррозийным, противоизносным свойствам масел и склонны к образованию высокотемпературных отложений

    Г

    Г1

    Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых условиях, способствующих окислению масла, образованию всех видов отложений, коррозии

    Г2

    Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений

    Д

    Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых условиях, или в случаях, когда применяемое топливо требует использования масла с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию отложений

    Е

    Лубрикаторные системы смазки цилиндров двигателей, работающих на топливе с высоким содержанием серы

    Приведем примеры обозначения моторных масел.

    М-8-В, – буква "М" – моторное масло, цифра "8" – класс вязкости, буква с индексом «В» обозначает, что по эксплуатационным свойствам масло относится к группе «В» и предназначено для смазывания среднефорсированных карбюраторных двигателей;
    М-10-Г2к – буква "М" – моторное масло, цифра "10" – класс вязкости, буква "Г" с индексом "2" означает, что по эксплуатационным свойствам оно относится к группе Г и предназначено для смазывания высокофорсированных дизельных двигателей; буква "К" свидетельствует о том, что масло предназначено для автомобилей КамАЗ;
    М63/10-В – буква "М" – моторное масло, 63/10 – класс вязкости, буква "З" означает, что масло имеет эксплуатационную присадку, улучшающую вязкостно-температурные свойства масла и предназначено для применения в качестве всесезонного или зимнего сорта, буква "В" без индекса означает, что это масло универсальное и предназначено для смазывания карбюраторных и дизельных двигателей.

    В странах Западной Европы и США масла классифицируются по вязкости, определяемой по методике американского общества автомобильных инженеров SAE (Society of Automobile Engineers) и по эксплуатационным свойствам согласно квалификационной системе, разработанной Американским институтом нефти API (American Petroleum Institute).

    По SAE моторные масла делятся на летние, зимние и всесезонные. Масла маркируются следующим образом: летние – 20, 30, 40, 50 и 60 (цифра обозначает вязкость при температуре 98,9 °С); зимние OW, 5W, 10W, 15W и 25W (цифра – вязкость масла, а буква "W" – от английского слова Winter (зима)). Для водителей, эксплуатирующих свой автомобиль круглогодично, предпочтительно применять всесезонные (загущенные) масла. Они обозначаются сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему, а другой – летнему классу, например, 10W/50 обозначает, что данное масло при –17,8 °С соответствует по вязкости SAE 10, а при 98,9 °С соответствует SAE 50. Между двумя обозначениями обычно ставят знак дроби или дефис, а иногда и вовсе ничего.

    Далее приведем физико-химические свойства некоторых наиболее распространенных масел.


    Таблица 1.3

    Параметры и свойства некоторых моторных масел

    Параметр

    М-10ДМ

    М-8ДМ

    М-10Г2к

    М-8Г2к

    М-10Г2

    Класс вязкости по SAE

    30

    20

    30

    20

    30

    Экспл. класс API

    CD

    CD

    СС

    СС

    СС

    Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с

    min 11,4

    8,0-8,5

    11,0±0,5

    8,0±0,5

    11,0±0,5

    Индекс вязкости, min

    90

    102

    95

    95

    85

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    220

    195

    220

    210

    205

    Тем-ра застывания, °С, max

    минус 18

    минус 30

    минус 18

    минус 30

    минус 15

    Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min

    8,2

    8,5

    6

    6

    6

    Зольность, %, max

    1,5

    1,5

    1,15

    1,15

    1,65

    Доля активных элементов Ca/Zn, %, min

    0,15/0,04

    0,30-0,09

    0,19/0,05

    0,19/0,05

    0,15/0,06

    Параметр

    М-10В2

    М-8В2

    М-8В

    М-6з/10В

    М-10Г2ЦС

    Класс вязкости по SAE

    30

    20

    SAE 20

    SAE 15W- 30

    30

    Экспл. класс API

    CB

    СВ

    API SD/CB

    API SD/CB

    СС

    Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с

    10,5-11,5

    7,5-8,5

    7,5-8,5

    9,5-10,5

    10,0-11,0

    Индекс вязкости, min

    85

    85

    93

    120

    92

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    205

    200

    207

    207

    210

    Тем-ра застывания, °С, max

    -15

    минус 25

    минус 25

    минус 30

    -10

    Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min

    3,5

    3,5

    4,2

    5,5

    9

    Зольность, %, max

    1,3

    1,3

    0,95

    1,3

    1,5

    Доля активных элементов Ca/Zn, %, min

    -

    Ca 0.08 / Ba 0.18 / Zn 0.05 / P 0.05

    0,16/0,09

    -

    0,28/0,045

    Параметр

    М-14Г2ЦС

    М-16Г2ЦС

    МТ-16П

    М-14В2

    М-8Г2

    Класс вязкости по SAE

    40

    40

    -

    40

    20

    Экспл. класс API

    СС

    СС

    -

    CB

    СС

    Вязкость кинематическая при 100°С,мм2./с

    13,5-15,0

    15,5-17,0

    15,5-16,5

    13,5-14,5

    8,0±0,5

    Индекс вязкости, min

    92

    92

    85

    85

    85

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    215

    220

    210

    210

    200

    Тем-ра застывания, °С, max

    -10

    -10

    минус 25

    минус 12

    минус 25

    Щелочное число, мг КОН/1 г масла, min

    9

    9

    4

    4,8

    6

    Зольность, %, max

    1,5

    1,5

    0,6-1,0

    1,2

    1,65

    Доля активных элементов Ca/Zn, %, min

    0,28/0,04

    0,28/0,04

    -

    Сa 0.15 / Zn 0.045 / P 0.04 / Ba 0.13

    0,15/0,06

     


    1.3. Классификация и свойства трансмиссионных масел

    Масла, служащие для смазывания коробок передач, раздаточных коробок, дифференциалов, механизмов рулевого управления, представляющих собой зубчатые передачи – цилиндрические, конические, червячные, гипоидные и другие, называются трансмиссионными.

    В первую очередь, масла этого типа должны обладать хорошими противоизносные, противозадирные и противопиттинговыми свойствами, характеризоваться пологой вязкостно-температурной кривой, низкой температурой застывания, обладать хорошей термической и термоокислительной стабильностью, а также высокой стабильностью при хранении, минимально воздействовать на резинотехнические уплотнительные материалы, не допуская их разрушения, иметь хорошие антикоррозионные свойства, не содержать механические примеси и воду.

    Противоизносные и противозадирные свойства – основная характеристика трансмиссионных масел. Масла с такими свойствами обладают высокой смазывающей способностью, при которой на трущихся поверхностях зубьев шестерен создается прочная пленка, предотвращающая сваривание и задирание микронеровностей. Эта способность определяется наличием поверхностно-активных веществ, содержащихся в наибольшем количестве в остаточных нефтепродуктах, из которых получают трансмиссионные масла. Кроме того, для повышения противозадирных свойств в масла вводят специальные присадки, содержащие соединения хлора, фосфора, серы и цинка. Эти вещества при большом давлении и высокой температуре образуют пленки оксидов, предохраняющие металл от схватывания в точках контакта.

    В качестве противоизносных присадок в трансмиссионных маслах широко применяются: ЛЗ-23К – дибутилксантат этилена с 38-41% серы; ОТП – осерненный тетрамер пропилена с 20% серы; ЭФО – продукт взаимодействия экстракта фенольной очистки остаточных масел с пятисернистым фосфором. Эти присадки добавляют к маслам в количестве до 5 %. Трансмиссионное масло не должно вспениваться, потому что пузырьки воздуха ухудшают его противоизносные и противозадирные качества. Температура застывания характеризует пригодность трансмиссионного масла для применения в зимних условиях. Для понижения температуры застывания применяются различные присадки-депрессоры, которые добавляют в масло в количестве 0,2 … 0,5 %.
    Противокоррозионные свойства трансмиссионных масел обусловливаются отсутствием в них водорастворимых кислот и щелочей.

    Согласно ГОСТ 17479.2–85 трансмиссионные масла разбиваются на классы по вязкости и в зависимости от эксплуатационных свойств их подразделяют на пять групп, определяющих области их применения. Ниже приведено соответствие классификации по действующему ГОСТ с ранее использовавшимся стандартом.

    Таблица 1.4

    Обозначение трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2–85

    ГОСТ 17479.2-85

    Принятое ранее обозначение

    ТМ-2-18

    ТСП-15

    ТМ-3-9

    ТСП-10

    ТМ-3-18

    ТАП-15В; ТСП-15К

    ТМ-4-9

    ТСЗ-9ГИП

    ТМ-4-18

    ТСП-14ГИП

    ТМ-5-12З (рк)

    ТЭ5-12рк

    ТМ-5-18

    ТАД-17И

    Классы вязкости трансмиссионных масел представлены в таблице ниже.

    Таблица 1.5

    Классы вязкости трансмиссионных масел

    Класс вязкости

    Кинематическая вязкость при 100˚ C, мм2/сек.

    Температура, при которой динамическая вязкость не превышает 150 Па

    9

    6-10,99

    -35

    12

    11-13,99

    -26

    18

    14-24,99

    -18

    34

    25-41

    -

    В зависимости от эксплуатационных свойств и областей применения, трансмиссионные масла подразделяют на группы.

    Таблица 1.6

    Группы трансмиссионных масел

    Группа

    Спецификации

    Применение

    1

    Минеральные масла без присадок

    Цилиндрические, конические и червячные передачи, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла до 90˚ C

    2

    Минеральные масла с противоизносными присадками

    Применение то же, что и в группе 1, но при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла до 130˚ C

    3

    Минеральные масла с противозадирными присадками умеренной эффективности

    Цилиндрические, конические и спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла до 150˚ C

    4

    Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности

    Цилиндрические, спирально-конические и гипоидные передачи, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C

    5

    Минеральные масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла

    Гипоидные передачи, работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла до 150˚ C

    В качестве примера представим обозначение трансмиссионного масла: ТМ-5-12з (рк) – ТМ – трансмиссионное масло, 5 – 5- ой группы, 12 – 12-го класса вязкости, з – загущенное, рк – рабочее-консервационное.

    1.4. Индустриальные масла

    Представляют собой дистиллятные нефтяные масла малой и средней вязкости (5-50 мм2/с при 50 °С). Используют главным образом как смазочные масла в узлах трения станков, кузнечно-прессового оборудования, текстильных машин, вентиляторов, насосов и другого оборудования, а также в качестве гидравлических жидкостей, базовых масел для производства пластичных смазок и т.д. Ранее индустриальные масла вырабатывали под названиями "велосит", "швейное масло", "веретенные масла", "машинные масла" и др. Наряду с традиционными индустриальными маслами вырабатывают масла с комплексом присадок (антиокислительной, противоизносной, антикоррозионной и др.) – так называемые масла серий ИГП (гидравлические), ИРП (редукторные), ИСП (для направляющих скольжения).

    Назначение индустриальных масел - обеспечить снижение трения и износа деталей металлорежущих станков, прессов, прокатных станов и другого промышленного оборудования. Одновременно, индустриальные масла должны отводить тепло от узлов трения, защищать детали от коррозии, очищать поверхности трения от загрязнения, быть уплотняющим средством, не допускать образования пены при контакте с воздухом, предотвращать образование стойких эмульсий с водой или быть способными эмульгировать, хорошо фильтроваться через фильтрующие элементы, быть нетоксичными, не иметь неприятного запаха и т.д. В условиях применения смазочные масла подвергаются воздействию высоких температур и давлений, контактируют с различными металлами, воздухом, водой и различными агрессивными средами. Поэтому в период эксплуатации они окисляются - повышается вязкость, кислотное число, коррозионная активность, засоряются продуктами износа - усиливается абразивный износ, ухудшается фильтрование, появляются продукты деструкции - понижается вязкость, температура вспышки, появляется вода и др.

    Свойства основных типов индустриальных масел представлены в таблице ниже.

    Таблица 1.7

    Свойства основных марок индустриальных масел

    Параметр

    ИГП-18

    ИГП-30

    ИГП-38

    ИГП-49

    ИГП-72

    Индекс вязкости, min

    90

    90

    90

    90

    85

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    180

    200

    210

    215

    220

    Тем-ра застывания, °С, max

    -15

    -15

    -15

    -15

    -15

    Зольность, %, max

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    0,2

    Кислотное число, мг КОН/1 г, min

    1

    1

    1

    1

    1

    Вязкость кинематическая при 40°С,мм2./с, min

    24-30

    39-50

    55-65

    76-85

    110-125

    Массовая доля Zn, %, min

    0,04

    0,04

    0,04

    0,04

    0,04

    Содержание серы, %, max

    1

    1

    1

    1

    1

    Параметр

    И-20А

    ИГП-91

    ИГП-114

    И-40А

    И-50А

    Индекс вязкости, min

    -

    85

    85

    -

    -

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    180

    225

    230

    200

    215

    Тем-ра застывания, °С, max

    -15

    -15

    -15

    -15

    -15

    Зольность, %, max

    0,005

    0,2

    0,2

    0,005

    0,005

    Кислотное число, мг КОН/1 г, min

    0,03

    1

    1

    0,05

    0,05

    Вязкость кинематическая при 40°С,мм2./с, min

    25-35 / 29-35

    148-165

    186-205

    51-75 / 61-75

    90-110

    Массовая доля Zn, %, min

    -

    0,04

    0,04

    -

    -

    Содержание серы, %, max

    1

    1

    1

    1,1

    1,1

     

    Так, масла ИГП-18, ИГП-30, ИГП-38 и ИГП-49 служат рабочими жидкостями в гидравлических системах станков, автоматических линий, прессов. Их используют для смазывания высокоскоростных коробок передач, мало- и средненагруженных редукторов и червячных передач, вариаторов, электромагнитных и зубчатых муфт, подшипниковых узлов, направляющих скольжения и качения и в других узлах и механизмах, где требуются масла с улучшенными антиокислительными и противоизносными свойствами.

    Масла ИГП-72, ИГП-90, ИГП-114 используют в гидравлических системах тяжелого прессового оборудования и для смазывания шестеренчатых передач, средненагруженных зубчатых и червячных редукторов, в циркуляционных системах смазки различного оборудования.

    Масла И-20А, И-40А, И-50А дистиллятные или смесь дистиллятных с остаточными из сернистых и малосернистых нефтей селективной очистки. Их употребляют в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах станочного оборудования, автоматических линий, прессов, для смазывания легко- и средненагруженных зубчатых передач, направляющих качения и скольжения станков, где не требуются специальные масла, и других механизмов. Применение масел в тех или иных механизмах зависит от их вязкости: по мере ее увеличения масла используют в более нагруженных и менее быстроходных механизмах.

    1.5. Гидравлические масла

    По назначению гидравлические масла делят в соответствии с областью применения:

    - для летательных аппаратов, мобильной наземной, речной и морской техники;

    - для гидротормозных и амортизаторных устройств различных машин;

    - для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов, составляющих оборудование промышленных предприятий. Основная функция рабочих жидкостей для гидравлических систем - передача механической энергии от ее источника к месту использования с изменением значения или направления приложенной силы.

    Большинство массовых сортов гидравлических масел вырабатывают на основе хорошо очищенных базовых масел, получаемых из рядовых нефтяных фракций с использованием современных технологических процессов экстракционной и гидрокаталитической очистки.

    Физико-химические и эксплуатационные свойства современных гидравлических масел значительно улучшаются при введении в них функциональных присадок - антиокислительных, антикоррозионных, противоизносных, антипенных и др.  Так, в таблице ниже представлена информация о наиболее распространенных типах гидравлических масел.

    Таблица 1.8

    Свойства гидравлических масел

    Показатель

    ВМГЗ

    Масло веретенное АУ

    Индекс вязкости, min

    160

     

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    135

    165

    Тем-ра застывания, °С, max

    -60

    минус 45

    Зольность, %, max

    0,2

    0,005

    Кислотное число, мг КОН/1 г, min

    0,4-1,0

    0,07

    Вязкость кинематическая при 50°С,мм2./с, min

    0,2

    16-22 при 40 град.С

    Вязкость кинематическая при -40°С,мм2./с, min

    1500

    20000

    Цвет на колориметре, ед. ЦНТ, max

    1

    2,5

    ВМГ3

    Маловязкая низкозастывающая минеральная основа, вырабатываемая посредством гидрокаталического процесса, загущенная полиметакрилатной присадкой. Содержит присадки: противоизносную, антиокислительную, антипенную. Масло предназначено для систем гидропривода и гидроуправления строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемнотранспортных и других машин, работающих на открытом воздухе при температурах в рабочем объеме масла от -40 да +50 С в зависимости от типа гидронасоса. Для северных регионов рекомендуется как всесезонное, а для средней географической зоны - как зимнее.

    Веретенное масло АУ

    Получают из малосернистых и сернистых парафинистых нефтей с использованием процессов глубокой селективной очистки фенолом и глубокой депарафинизации. Содержит антиокислительную присадку. Масло обеспечивает работу гидроприводов в диапазоне температур от -(30-35) до +(90-100) С.

     

    1.6. Компрессорные масла

    Это нефтяные или синтетические (кремнийорганические, алкилбензолы, эфиры пентаэритрита и др.) масла, используемые в поршневых и роторных компрессорах для улучшения герметичности камер сжатия, уменьшения трения и износа, отвода теплоты. Вязкость К. м. 7-30 мм2/с при 100 °С, tвсп. 190-275 °С. Они отличаются низкой испаряемостью, высокой термической стабильностью (до 250 °С) и химической стойкостью по отношению к сжимаемым в компрессорах газам (воздух, О2, СО2, С2Н2 и др.), хорошими противоизносными свойствами. К маслам для компрессоров холодильных установок предъявляются особые требования, обусловленные непрерывным контактом компрессорных масел с хладагентом, а также постоянным изменением температуры и давления среды. Вязкость этих масел 11-35 мм3/с при 50 °С, tвсп. 160-225 °С. Нефтяные масла получают обычно селективной, реже кислотно-контактной очисткой масляных дистиллятов. Для улучшения их эксплуатационных свойств вводят антиокислительные, антикоррозийные и депрессорные присадки (0,02-1,0% по массе), иногда масла для придания повышенной морозостойкости загущают полимерными присадками (например, 2-3% полиметилметакрилатов, полиизобутиленов).

    В зависимости от областей применения и предъявляемых требований выделяют три класса компрессорных масел.

    - для поршневых и ротационных компрессоров;

    - для турбокомпрессорных машин;

    - для холодильных компрессоров.

    Основные выделенные нами марки компрессорных масел (в том числе, холодильных компрессорных): ВМ-4, КС-19, ХФ-22-44, К-2-24, КЗ-10Н. Так, в таблице ниже представлены основные свойства масел указанных марок.

    Таблица 1.9

    Свойства основных марок компрессорных масел

    Параметр

    К-2-24

    КС-19

    ВМ-4

    Вязкость кинематическая при 100°С,мм2

    21-25

    18-22

    8-11

    Индекс вязкости, min

    82

    92

    -

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    270

    260

    205 (в закрытом тигле)

    Тем-ра застывания, °С, max

    минус 10

    -15

    -15

    Зольность, %, max

    базового масла 0,06

    0,005

    -

    Кислотное число, мг КОН/1 г, min

    0,35

    0,02

    0,2

    Коксуемость %, max

    0,5

    0,5

    0,2

    Цвет на колориметре, ед. ЦНТ, max

    7,5

    7

    7

    Массовая доля серы, %, max

    0,5

    1

    0

    Параметр

    ХФ-22-24

    ХА-30

    ХС-40

    Вязкость кинематическая при 50°С,мм2

    24,5-28,4

    28-32

    37-42

    Тем-ра вспышки в открытом тигле,°С, min

    130

    185

    200

    Тем-ра застывания (в растворе хладона 12), °С, max

    -55

    -38-40

    -50-55

    Зольность, %, max

    -

    0,004

    0,02

    Кислотное число, мг КОН/1 г, min

    0,04

    0,05

    0,02

     



    1 | 2 | 3

    Куплю

    19.04.2011 Белорусские рубли в Москве  Москва

    18.04.2011 Индустриальные масла: И-8А, ИГНЕ-68, ИГНЕ-32, ИС-20, ИГС-68,И-5А, И-40А, И-50А, ИЛС-5, ИЛС-10, ИЛС-220(Мо), ИГП, ИТД  Москва

    04.04.2011 Куплю Биг-Бэги, МКР на переработку.  Москва

    Продам

    19.04.2011 Продаем скипидар  Нижний Новгород

    19.04.2011 Продаем растворители  Нижний Новгород

    19.04.2011 Продаем бочки новые и б/у.  Нижний Новгород

    Rambler's Top100
    Copyright © Polymeri.ru 2006. All Rights Reserved